Внешнеторговые программы в решении задач внутренней и внешней политики

Вопросы государственного регулирования внешнеэкономической (в частности, внешнеторговой) деятельности в США нашли достаточно широкое отражение в отечественной научной литературе.3 В то же время, в исследованиях российских и советских американистов аграрных внешнеторговых программ практически отсутствовал комплексный подход.4

Можно выделить две основные причины такого положения: I) во многих работах 60-80-х гг. внешнеторговые программы рассматривались большей частью как часть фермерской политики - в качестве меры отвода излишков сельхозпродукции с внутреннего рынка; 2) процесс усиления внешнеторговой составляющей аграрной политики со второй половины 80-х гг. вообще не получил, в силу известных причин, достаточного освещения в российской американистике.

В то же время, внешняя торговля, традиционно игравшая важную роль в функционировании аграрного сектора США, приобрела в современных условиях особо важную роль. В рассматриваемом аспекте следует отметить три важных момента:

Во-первых, даже развитые в аграрном отношении страны, с целью всемерного обеспечения внутреннего продовольственного рынка и из соображений экономической целесообразности, вынуждены импортировать значительные объемы сельхозпродукции. Развитие встречных экспортных поставок позволяет достичь своеобразного платежного баланса.

Во-вторых, стимулирование экспорта основных видов сельхозпродукции позволяет: а) эффективно сокращать излишки продукции, устраняя-124-

их негативное влияние на конъюнктуру внутреннего рынка; б) способствовать росту эффективности внутреннего производства продукции; в) создавать постоянный, но не "обременяющий" избыток, который, в случае чрезвычайных обстоятельств, может быть направлен на обеспечение потребности внутреннего рынка.

В-третьих, в условиях растущей интеграции мирового экономического сообщества участие США в международном товарообмене становится важным фактором политической и экономической значимости государства. Как справедливо замечает Портной М.А., "... страна на сходе XX века включается в новую модель международного экономического взаимодействия. Она означает интенсификацию экономических связей между этими странами - членами НАФТА по линии торговли, движения капитала, финансовых и других ресурсов и выражается в растущей степени экономической взаимозависимости между США и их партнерами по этому комплексу".5

Важную роль внешней торговли сельхозпродукцией в качестве эффективного инструмента внешней политики, отмечает целый ряд исследователей. В частности, Шершнев Е.С. и др. замечают, что: "... торговля продовольствием и сотрудничество в области его производства могут стать в ближайшие десятилетия мощным оружием в международных отношениях, эффективным средством политического давления".6

Таким образом, необходимым условием успешного функционирования аграрного сектора США в современных условиях становится активное участие во внешнеторговой деятельности. В этом контексте можно полностью согласиться с Пороховским А.А., утверждающим, что "... экономически эффективное государство - это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную безопасность в определенное время и при данных обстоятельствах в условиях неограниченной международной конкуренции".7-125-

Внешняя торговля и ее роль в аграрной экономике

Внешняя торговля сельхозпродукцией играет важную роль в функционировании аграрного сектора. Экспорт является важным каналом "отвода" излишней продукции с внутреннего рынка, роста доходов сельхозпроизводителей. Импортные поставки позволяют наполнять продовольственный рынок продукцией, не производимой либо недостаточно производимой в стране. Как экспорт, так и импорт являются способом решения многих задач внешней политики.

Роль экспорта в функционировании фермерской экономики была неодинакова в различные периоды истории (диаграмма 5). Например, в 20-е гг. доля поступлений от экспорта сельхозпродукции достигала 20% в валовом фермерском доходе. Однако с наступлением кризиса конца 20-х -начала 30-х гг., а также усилением протекционизма во внешней торговле, объем экспорта и его доля в доходах фермеров резко снизились - с 1,78 млрд долл и 14,3% в среднем в 20-х гг. до 700 млн долл и 7,6% в 30-х гг. соответственно.

Значительное изменение роли экспорта имело место во время мирового продовольственного кризиса 70-х гг., когда объем экспортных поставок увеличился по сравнению с предыдущим десятилетием почти в четыре раза. За это десятилетие фермерская экономика, и особенно ее отдельные отрасли, приобрели экспортно-ориентированный характер. Впервые в экспортных поставках увидели не вспомогательное, а одно из основных решений хронической проблемы перепроизводства. Именно поэтому на 80-е гг. приходится начало значительного числа государственных программ по стимулированию экспорта, активизация представителей страны на международных торговых переговорах. Последствия этих мероприятий не заставили долго ждать: после некоторого спада в поставках в середине 80-х гг. начался планомерный рост объема экспорта. Его особенностью стало то, что в отличие от предыдущих подобных изменений, увеличение экспорта126-

происходило не в результате бума на мировом рынке, а благодаря целенаправленной работе по его развитию и захвату уже существующих и поделенных рынков сбыта.

Диаграмма 5. Доля экспорта сельхозпродукции в валовом фермерском доходе и стоимости всего экспорта страны,

1910-98 гг.

60

30

пг 50

Ф

o-о. о

с: О

40

Ф 3 ю о

о

30

20

"=С 10

. \

гМ \ А ,*- ^ * . o'?-o;

г! IV -л А \/ \ 1 >

?

o-

/o"V ч ! \ / V А ^*

\ 1*1

o*:.г

25 -^

ш

20 | о

со о

го ш

10

5 "=Г

о ;...........-.........-........- ?-.......-..........--...........-....................-..............-- ......- о

1910 1920 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 2000 ----В общем экспорте

- - - В валовом доходе Особенно примечательным за последний период роста экспортных поставок оказался 1996 г., когда был достигнут максимальный за всю историю внешней торговли объем экспорта - 60,4 млрд долл, что при уровне импорта в 33,6 млрд долл привело к столь же рекордной величине торгового баланса - 26,8 млрд долл.8 В результате доля экспортных поставок в валовом фермерском доходе достигла второй после рекордного 1980 г. величины - 26%.

К середине 90-х гг. доля США в общем объеме торговли мирового продовольственного рынка достигла 21%, а по некоторым видам продовольствия страна является главным поставщиком.9 Так, если доля Соединенных Штатов в мировом производстве кормового зерна в 1996 г. составила 31%, то доля в экспортных поставках превысила 70%. Для кукурузы эти показатели составили 41% и 80%, соевых бобов - 48% и 71%, хлопка -21% и 22%, пшеницы - 11% и 28%, риса - 2% и 18% соответственно.10 Экспортные поставки играют решающую роль в функционировании ряда-127-

отдельных отраслей АПК страны. Например, доля экспорта в объеме производства пшеницы составляла в 1990-95 гг. в среднем 54% и достигла 57% в 1996 г. Для хлопка эти показатели равнялись соответственно 46 и 43%, сои - 33 и 39%, кукурузы - 22 и 30%.11

Отмечая особую роль, которую приобрел внешнеторговый фактор в последнее десятилетие XX века, Парканский А.Б. объясняет это тем, что расширение производства услуг и товаров для сбыта на заграничных рынках - один из главных факторов американского хозяйственного роста 90-х гг.12 Действительно, интернационализация воспроизводственных процессов в США вступила в новую качественную фазу, главная особенность которой - участие США в становлении в рамках мирового хозяйства единого воспроизводственного механизма.

Следует отметить изменение такого важного показателя внешней торговли, как соотношение экспортных и импортных поставок. В отличие от экспорта, изменение объема импорта на протяжении нынешнего столетия носило поступательный характер. В результате важный показатель внешнеторгового баланса весьма значительно изменялся (диаграмма 6), однако начиная с конца 50-х гг., во многом благодаря началу планомерной реализации программ государственного экспорта, был исключительно положительным. В условиях существования значительного отрицательного сальдо в современной внешней торговле США в целом, ситуация в его сельскохозяйственной части является предметом гордости аграрного истеблишмента страны, а также одним из инструментов давления на Конгресс с целью сохранения высокого уровня поддержки этого сектора экономики.-128-

Диаграмма 6. Внешняя торговля сельхозпродукцией, 1910-98 гг.

70 ........ -, 60

_ 60 : ? ? " пПП я 40

1910 1920 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 2000

I I Баланс -о- Экспорт -*- Импорт

Импорт с.-х. продукции играет хотя и не столь важную как экспорт, однако достаточно существенную в деле поддержания национальной продовольственной безопасности, роль. Во-первых, он является средством пополнения внутреннего продовольственного рынка, обеспечивая определенный вклад в социальную стабильность общества. Во-вторых, программы регулирования импорта, обеспечивая защиту внутреннего рынка сельхозпродукции, являются частью комплекса мер поддержки фермеров. Кроме того, они часто используются как эффективное средство достижения внешнеполитических целей. Наконец, импорт сельхозпродукции в США служит важнейшим фактором конкуренции на мировом рынке. Этот вывод совпадает в целом с той оценкой, которую дает американскому импорту Портной М.А.. считающий, что "... США принадлежит особая роль в формировании мирового хозяйственного комплекса, в особенности во второй половине XX века... Масштабы и богатство американского рынка -мощный фактор роста мировой торговли. Чрезвычайно высокая емкость внутреннего рынка обеспечивает США уникальное место в мировой экономике... Это служит мощным фактором роста импорта в США, что выражает притягательную силу американского рынка для других государств,-129-

которые за счет экспорта пытаются решить проблемы экономического роста и прогресса".13

Особенности и перспективы внешнеторговой политики

На протяжении длительного периода, со времени основания американского государства до начала 30-х гг. XX века, внешнеторговая политика США носила выраженный протекционистский характер. Однако в период реформ "Нового курса" администрации Ф.Рузвельта начался пересмотр основ внешнеторговой политики и отказ от жесткого протекционизма. В значительной мере эти перемены стали следствием изменения роли США на мировой арене, превращением их в кредитора многих государств. Реализация программ государственного экспорта в соответствии с законами 1949 г. (программа "раздел 4166") и 1954 г. (программа "Продовольствие ради мира") стала одним из подтверждений этой пере-

14

мены.

Наиболее заметная смена акцента в американской внешнеторговой политике приходится на 70-80-е гг., когда США постепенно стали выступать в качестве адвоката свободной международной торговли. По мнению Курьерова В.Г. "... для американской позиции характерно безоговорочное осуждение протекционизма как такового и отношение к свободному рынку не просто как форме или категории организации хозяйственной деятельности, но своеобразному символу веры".15 Указанные перемены в характере внешнеторговой политики, по нашему мнению, были обусловлены следующими причинами:

o большая часть экспортируемой и США сельхозпродукции (особенно сои и кукурузы) стала доминировать на мировом рынке и политика протекционизма отрицательно сказывалась на ее успешном сбыте;

o эффективность аграрного сектора бизнес планирование в предпринимательской деятельности значительно возросла, в результате чего конкурентоспособность на мировом рынке основных видов производимой в США сельхозпродукции повысилась;- 130-

. рост благосостояния граждан привел к значительному росту массового спроса на продукцию, которая не производится в стране в достаточных объемах (например, чай, кофе, бананы и т.п.); . рост интеграционных процессов в мировой экономике, расширение деятельности транснациональных корпораций привело к определенному перемещению производства некоторых видов продукции в другие страны мира.

"Либеральная" позиция США встречает немало препятствий, так как барьеры на пути международной торговли сельхозпродукцией до сих пор остаются достаточно высокими. Например, несмотря на то, что потребление зерновых и маслосемян в мире в течение 80-х гг. выросло на 400 млн тонн, прирост международной торговли этой продукцией составил всего 29 млн тонн.16 Эффективными инструментами, которые активно используют США с целью либерализации аграрной торговли, являются многосторонние соглашения (например, ВТО ), или создание региональных групп свободной торговли (например, НАФТА). Уругвайский раунд ГАТТ можно без сомнения считать важнейшим этапом в развитии внешнеторговой политики США. Впервые состоялись переговоры, где обстоятельным образом были обсуждены проблемы мировой торговли продовольствием. Этот раунд переговоров по сути явился началом либерализации мирового аграрного рынка.

Другим препятствием американской политике либерализации внешней торговли является значительный рост поддержки экспорта сельхозпродукции в основных странах-конкурентах США на мировом рынке. Например, только в период 1986-1991 гг. экспортные субсидии в странах Европейского сообщества выросли с 7 до 13 млрд долл. В результате конкурентам удалось потеснить США на мировом рынке продовольствия. Так, если доля США на рынке пшеницы и пшеничной муки составляла в 1980 г. 43,5%, то в 1991 г. она снизилась до 32.1%.17 В качестве мер противо--131 -

действия в 80-е гг. США начали использование нескольких эффективных инструментов поддержки экспорта, в т.ч. экспортных субсидий, гарантий экспортного кредита, программ развития зарубежных рынков.

Достижению целей американской внешнеторговой аграрной политики способствует наличие ряда присущих ей особенностей, выработанных в процессе длительной эволюции.

По нашему мнению, среди них следует отметить три основные: динамизм, комплексный характер, сотрудничество с частным бизнесом.

Динамизм американской внешнеторговой аграрной политики заключается, прежде всего, в том, что приоритетность различных инструментов, конкретный состав и содержание применяемых программ меняются в зависимости от ситуации на внешних рынках и во внутренней экономике. Такой подход предупреждает появление догм и стереотипов, позволяет оперативно и эффективно решать текущие задачи.

Комплексность позволяет значительно повышать эффективность программ внешнеторговой политики и заключается в увязке основных задач, решаемых той или иной программой с решением других задач, иногда не имеющих прямого отношения к аграрному сектору.

Показательным примером является положение о морской торговле от 1936 г., согласно которому 75% экспорта, финансируемого государством (как, например, программы продовольственной помощи), должно транспортироваться под флагом США. С.-х. закон 1990 г. снизил этот указанный нормативный показатель до 50%. Заметим, что стоимость транспортировки на судах под флагом США в среднем в 1,5-2 раза выше существующих на мировом рынке цен фрахта.18 Однако эти издержки безоговорочно оплачиваются из бюджета МСХ несмотря на очевидное удорожание государственных экспортных программ и снижение их эффективно--132-

В проведении программ стимулирования экспортных поставок государство активно практикует сотрудничество с частным бизнесом. Одним из наиболее выдающихся примеров этого сотрудничества является рост поставок мяса на внешний рынок. Так, если экспорт говядины и телятины в начале 80-х гг. составлял в среднем 350 млн долл в год, то через десятилетие он вырос до 1,87 млрд долл. В целом, начиная с 1976 г., когда была основана Американская ассоциация по экспорту мяса, до 1996 г. вывоз красного мяса вырос в 7,7 раза - до 4,5 млрд долл.20

Этот результат был достигнут во многом благодаря целенаправленной деятельности ассоциации по освоению новых и переделу существующих рынков. Государственная поддержка осуществлялась двумя путями: во-первых, предоставлением финансовой помощи по программам развития экспортных рынков; во-вторых, поддержкой со стороны внешнеполитических государственных организаций.21 Настойчивость последних в проведении выбранного курса, по признанию самих представителей бизнеса, в ряде случаев играла решающую роль в достижении поставленной цели.22

Говоря о перспективах американской внешнеторговой аграрной политики, необходимо отметить следующее.

По мнению большинства специалистов, внутренний спрос на сельхозпродукцию в США будет расти незначительными темпами. Более того, по некоторым традиционным продуктам ожидается его стабилизация или даже снижение. В то же время рост производства сельхозпродукции в стране заметно превышает оценки роста внутреннего спроса и подобная тенденция, учитывая продолжающийся рост эффективности аграрного производства, по всей видимости, продолжится и в будущем.

Поэтому решение задачи сохранения стабильности в аграрном секторе возможно в двух направлениях. Во-первых, за счет снижения производственного базиса путем выведения земель из оборота, сокращения поголовья скота и т.п. Подобные меры уже предпринимались в прошлом,-133-

оказались достаточно дорогостоящими и в целом не столь эффективными, как предполагалось. Во-вторых, путем поиска дополнительных рынков сбыта растущего объема производимой продукции. Именно это направление, начиная с середины 80-х гг., было выбрано в качестве одной из основных мер решения указанной задачи. Таким образом, в будущем состояние аграрного сектора страны во многом будет определяться положением на мировом продовольственном рынке, а внешнеторговая аграрная политика США, несомненно, будет направлена на его всемерное освоение и передел.

Этот вывод подтверждается тем, что развитие внешних рынков и расширение экспорта признано одной из трех основных особенностей экономической политики администрации Клинтона.23 В 90-е гг. около трети экономического роста страны было обусловлено ростом экспорта. С целью укрепления позиций США на мировом рынке в течение 1993-98 гг. с их участием было заключено около 270 различных торговых соглаше-

" 24 НИИ.

О перспективах внешнеторговой аграрной политики можно судить по целям и стратегии деятельности МСХ в данной области. В 1996 г. в связи с принятием нового сельскохозяйственного закона, одна из основных задач министерства во внешнеторговой сфере была сформулирована как "...открытие, расширение и поддержание мирового рынка посредством международной торговли, кооперации и развития деятельности, которая обеспечит жизнеспособность и конкурентоспособность американского сельского хозяйства и связанных с ним предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции".25

Кроме того, планами было предусмотрено решение вполне конкретной задачи - увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции на 50% в течение 1994-2000 гг. В ее исполнение, министерством были определены пять основных направлений работы:-134-

1)совершенствование системы экономической разведки в области внешней торговли;

2) определение и развитие новых каналов сбыта продукции с высокой степенью переработки;

3) обеспечение внедрения в практику международной торговли достигнутых соглашений по свободной торговле, а также научно-обоснованных санитарных и фитосанитарных стандартов;

4)всемерное, в рамках достигнутых международных договоренностей,

развитие программ кредитной и ценовой поддержки экспорта; 5) всемерное использование программ технической и продовольственной помощи для создания стабильных рынков сбыта американской продукции в развивающихся странах и странах бывшего СССР.26

Реализация мероприятий в рамках этих направлений, в соответствии со стратегическим планом МСХ, принятым в 1997 г. и рассчитанным на срок до 2002 г., должна обеспечить суммарный экономический эффект для национальной экономики в сумме более 27 млрд долл ежегодно и привести к созданию более 215 тыс дополнительных рабочих мест.

Следует заметить, что поставленная МСХ задача роста экспорта к 2000 г., по всей видимости, так и останется не выполненной. Прогнозируемый объем экспорта в 1999 г. в 49-50 млрд долл значительно ниже достигнутого в 1996 г. (около 60 млрд долл) и лишь несколько больше его величины в 1994 г. (около 46 млрд долл). Перспективы улучшения конъюнктуры мирового аграрного рынка в 2000 г. также не вызывают оптимизма.27 Несмотря на это, опыт реализации мер внешнеторговой политики в 90-х гг. безусловно представляет большую практическую ценность.

Отметим еще два важных фактора формирования приоритетов внешнеторговой аграрной политики США.

Во-первых, следует отметить, что ведущие экспортные сельскохозяйственные производства обладают наибольшей сравнительной трудоем-- 135-

костью.28 В результате, как замечает Парканский А.Б., "...можно с уверенностью говорить о наибольшей (относительно других крупнейших секторов американской экономики) уязвимости сельского хозяйства США от ситуации на мировых рынках.29 Таким образом, государственная поддержка, направленная на сглаживание последствий нежелательных изменений конъюнктуры мирового рынка, становится неизбежной.

Во-вторых, важной особенностью современных процессов в мировой торговле сельхозпродукцией является значительное расширение деятельности транснациональных корпораций (ТНК), занятых в сфере производства продуктов питания. Рост значимости ТНК в мирохозяйственных o процессах является особенностью послевоенного периода, на что указыва-

ет ряд исследователей. Так, например, Парканский А.Б. считает, что: "... участие в глобальных интеграционных процессах превратилось в мощный, динамичный фактор долгосрочного позитивного воздействия на экономическое развитие США, которое сегодня не может обойтись без использования глобальных факторов производства".30 Шесть из десяти крупнейших "аграрных" ТНК мира - американские. Только за период 1985-94 гг. продажи ими переработанной сельхозпродукции утроились, превысив 100 млрд долл. Это более чем в три раза превысило объем экспорта сельхозпродукции из США. Следует добавить, что инвестиции этих компаний за рубежом более чем в два раза превышают объем их капвложений на территории США.31

Очевидно, что в таких условиях курс на либерализацию международной торговли становится единственно оптимальным решением американской внешнеторговой аграрной политики. По нашему мнению, в этих условиях роль государства в качестве гаранта достигнутых в процессе либерализации результатов возрастает. Этот вывод согласуется с мнением ряда исследователей. В частности, современный американский экономист Р. Волдмен считает, что "...характерной чертой нынешнего развития меж--136-

дународной торговли является то, что все мы исповедуем доктрину свободной торговли и невмешательства в рыночные процессы, но в то же время все страны, включая даже и те, которые наиболее привержены фритредерству, практикуют это вмешательство".32

Инструментарий бизнес планирование в России внешнеторговой аграрной политики

Вопрос структуры мер внешнеторговой аграрной политики США в отечественной аграрной литературе является недостаточно проработанным, систематизация государственных внешнеторговых программ по направлениям и характеру воздействия фактически отсутствует.33

В то же время, необходимость реформирования системы государственного регулирования аграрного сектора России выдвигает актуальную задачу построения практически новой системы внешнеторговых программ. В этих условиях соответствующий опыт США приобретает значительную практическую ценность.

Анализ состояния и особенностей внешнеторговой аграрной политики США показывает констатировать многообразие применяемых в ней подходов и инструментов.34 Действительно, структура госрегулирования в области внешней торговли сельхозпродукцией в США достаточно сложна. Так, Зарубежная сельскохозяйственная служба МСХ осуществляет свою деятельность на условиях партнерства и в координации практически со всеми подразделениями МСХ, с полутора десятком других федеральных ведомств, 5-Ю международными аграрными организациями, правительствами штатов, различными торговыми ассоциациями и центрами, отдельными компаниями и т.д.35

В то же время, систематизация используемых механизмов может быть проведена исходя из структуры задач, решаемых в рамках внешнеторговой политики. В частности, реализация государственных программ в области экспорта сельхозпродукции направлена на решение двух основных задач: (I) развитие существующих и открытие новых рынков сбыта;- 137-

(2) преодоление препятствий на пути роста экспорта. К числу последних можно отнести целый ряд негативных факторов торговли, в том числе: недостаток информации об условиях работы на рынке, действиях конкурентов и т.п.; недостаток опыта работы на экспортных рынках; трудности, которые испытывают импортеры в финансировании поставок; проблемы развития экономики стран, представляющих перспективные рынки сбыта и, как следствие их неспособность удовлетворить спрос на импорт; внешнеторговая политика стран импортеров, особенно в отношении установления нетарифных барьеров (например, санитарных или фитосанитарных запретов).

Для решения указанных задач государство проводит целый ряд конкретных программ, которые могут быть объединены в четыре основные группы:

1. Сбор разнообразной информации о рынках сбыта.

2. Развитие экспортных рынков.

3. Финансовая поддержка экспорта, в т.ч.:

3.1. Прямая поддержка коммерческого экспорта - предоставление экспортных субсидий;

3.2. Предоставление гарантий оплаты экспортных поставок - экспортные кредитные программы;

3.3. Государственный экспорт - создание благоприятной международной торговой атмосферы, способствующей расширению рынков для американской продукции.

Для регулирования импорта продукции, обеспечения защиты внутреннего рынка и достижения определенных внешнеполитических целей в США в настоящее время применяется ряд стандартных, принятых в мировой практике, мер, в том числе: импортные пошлины; ограничения (квоты) на импорт и сопутствующие им механизмы; технические ограничения на импорт.- 138 -

Пошлины введены на большое количество импортируемых в страну сельскохозяйственных товаров, но их уровень, как правило, невелик. Государство не взимает пошлины с целого ряда наименований продукции сельского хозяйства. Это, в частности, кофе, чай, какао, пальмовое масло, другая сельхозпродукция, не производимая в США вообще или в достаточной мере.

Количественные ограничения импорта (квоты или взаимные договоренности) - более значимый, по сравнению с пошлинами, инструмент регулирования импорта. Впервые они были введены еще в 30-е гг. с целью ограничения импорта таких товаров, как пшеница, хлопок, арахис, молочные продукты, говядина. Президенту страны предоставлено право введения пошлин или квот, если импорт какого-либо товара может отрицательно сказаться на эффективности программ поддержания цен и дохода. Поэтому практически все виды сельскохозяйственной продукции, производство которых поддерживается государственными программами, в той или иной степени защищены импортными квотами или пошлинами. Тем самым расходы государства на программы поддержки снижаются.

Рассмотренная, таким образом, программная структура внешнеторговой политики составляет в целом достаточно стройную систему. Даже по представленной на схеме 4 агрегированной структуре нетрудно заметить, что государственные меры регулирования внешнеторговых операций отличаются разнообразием и как бы подстраховывают и дублируют друг друга. Такое многообразие является необходимым условием эффективности внешнеторговой политики вследствие наличия особенностей международной торговли в товарном и региональном аспектах.

Важным механизмом воздействия как внешнюю торговлю сельхозпродукцией является участие США в различных международных соглашениях.

Зарубежные рынки

: : *

? ? o .....................*?

Развитие экспортных рынков

Импортные тарифы

1 г 1 o 1 o 1

...................г.........................................-........................

? ? те; 1

Экспортны

е субсидии

? А. Экспортн ый кредит

..........?...........А.............. Государственн |( ый экспорт |

.......? Другие ограничения (

кни

временные, \л\ ипортные л т.п.)

o ? ' ?

o 1 o

o

1 1 ? Импортные квоты (в т.ч. лицензирование)

Информационное обеспечение -------------------?

? ? ? ?

т

Экспортеры Импортеры

' г

Сельхозпроизводители ? Внутренний рынок

г

Обозначения:

Схема 4. Структура программ внешнеторговой политики государств

* - коммерческие поставки;.....? - поставки по государст

+ -------+ взаимосвязь условий программ с состоянием внутреннего- 140 -

Одним из наиболее влиятельных многосторонних торговых соглашений, заключенных между странами - участниками мирового рынка, в которых США принимают самое активное участие, является Всемирная торговая организация (ВТО, до 1995 г. - Генеральное соглашение по тарифам и торговле - ГАТТ). Последний, Уругвайский раунд переговоров (1986-94 гг.) был в значительной степени посвящен вопросам международной торговли сельскохозяйственной продукцией. Наиболее принципиальные соглашения раунда аграрной направленности в значительной мере отражают позицию США и включают в себя следующие основные положения:

* Объем экспорта товаров, поддерживаемый с помощью государственных субсидий, должен быть уменьшен на 21% (14% - для развивающихся стран), а ассигнования на эти цели из государственного бюджета - на 36% (24%) по отношению к базовому периоду 1986-90 гг.

* Агрегированный уровень поддержки внутреннего аграрного производства должен быть снижен на 20% (13,3% - для развивающихся стран) по отношению к базовому периоду 1986-88 гг.36

* Импортные квоты должны быть заменены на тарифы, либо тарифные квоты с последующим снижением тарифов в целом (в среднем) на 36% (24% - для развивающихся стран). При этом снижение величины каждого отдельного тарифа должно быть не меньше, чем 15% (10%).37

Действия ВТО (ГАТТ) в русле интересов США отмечается большинством исследователей. Так, профессор Д.Картер считает: "До начала 90-х гг. переговоры в рамках ГАТТ в не меньшей мере преследовали цель обеспечить единство и процветание Запада перед лицом советской угрозы, чем расширить торговлю как таковую", теперь же "Соединенные Штаты поддерживают многостороннюю систему постольку, поскольку она соответствует их коммерческим интересам... Нынешняя администрация не зацик-- 141 -

лена ни на теории, ни на идеологии, ни на ностальгических чувствах времен холодной войны".38

По некоторым оценкам, исполнение решений соглашения раунда приведет к заметному росту мировой экономики и, как следствие - спроса на товары и услуги на мировом рынке. США планируют удовлетворить значительную часть этих потребностей. Например, по прогнозам МСХ, рост экспорта пшеницы из страны до 2005 г. должен вырасти на 5-7 млн

39

ТОНН.

Другим известным примером международных соглашений с участием США является Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), вступившее в силу в 1989 г. с Канадой, а позднее, в 1994 г. - с Мексикой.

Создание НАФТА преследовало достижение целого ряда целей, в том числе: открытие рынков, расширение торговли, стимулирование экономического роста стран-участниц и взаимных инвестиций.40 Предполагается, что окончательная реализация соглашений НАФТА (намеченных к 2008 г.) должна значительно усилить позиции и конкурентоспособность экономики североамериканских стран.

Говоря о предварительных итогах соглашения, следует отметить, что оптимистичные прогнозы оказались в определенной степени оправданными. Так, несмотря на стагнацию экономики Мексики и ослабление курса канадского доллара, объемы внешней торговли между странами-участницами росли высокими темпами. Для США рост объема внешней торговли со странами НАФТА заметно опережал общий рост аграрного экспорта. Так, если в среднем в течение 1993-98 гг. темп прироста объема внешней торговли сельхозпродукцией составлял ежегодно 6,5%, то в торговле с Мексикой этот показатель равнялся 12,1%, а с Канадой - 12,5%.41

?А А *- 142-

Анализ деятельности государства по регулированию внешнеторговых операций сельскохозяйственной продукцией позволяет сделать следующие выводы:

o Внешнеторговые операции играют значительную роль в жизнедеятельности современного аграрного сектора США. Своей импортной составляющей они в разумной, экономически обусловленной степени, защищают его "слабые" участки, а также обеспечивают стабильность потребительского рынка. Экспортные программы нацелены на всемерное освоение мирового рынка, создание предпосылок стабильного сбыта произведенной в стране сельхозпродукции и, таким образом, учет экономических интересов внутренних производителей.

o Роль внешней торговли в качестве фактора продовольственной безопасности США существенно выросла за последние 20 лет. Этот процесс стал еще более динамичен с изменением геополитической структуры мира в 90-х гг. - превращением США в единоличного мирового лидера.

o Многообразие условий и особенностей внешнеторговой деятельности обуславливает необходимость комплексного характера мероприятий госрегулирования в данной области. Именно поэтому внешнеторговая аграрная политика США характеризуется широким набором механизмов - программ, позволяющим в каждом конкретном случае находить оптимальное решение возникающих проблем.

o Применение инструментов внешнеторговой аграрной политики происходит в тесной связи с решением других внешних и внутренних политических и экономических задач. Показательным примером является регулирование импорта сахара. Связь уровня ограничения импорта с уровнем внутреннего производства, учет интересов "сахарного" лобби, "поощрение" зарубежных стран с помощью системы распределения импортных квот и т.п. - таковы характерные черты этой программы.- 143-

o Роль отдельных механизмов внешнеторговой политики изменяется с течением времени и с учетом внутренних и внешних условий. Так, в настоящий время несколько снижается значимость программ прямой поддержки экспорта (экспортных субсидий), однако возрастает роль механизма гарантий кредита.

o Роль внешнеторговой деятельности в условиях возрастающей интеграции мирохозяйственных связей велика и несомненно будет возрастать в будущем. Очевидно, что для России возможность создания и поддержания высокоэффективного аграрного производства напрямую связана с активным участием в экспортно-импортной деятельности.

Овчинников, Олег Григорьевич