Факторы и тенденции развития автомобильного рынка в России

Как зарубежная, так и отечественная практика свидетельствуют - автомобильная промышленность является ведущей отраслью машиностроения, оказывающей значительное влияние на решение экономических, социальных, экологических и научно-технических проблем развития государства. В целом спад промышленного производства в российском автомобилестроении за годы реформ был меньше, чем в среднем по промышленности и машиностроению. Это обстоятельство свидетельствует о сохранении достаточного потенциала не только в автомобильной промышленности, но и в смежных отраслях, что во многом определяет перспективы всей национальной экономики.

Наличие собственной автомобильной промышленности является важной предпосылкой международного сотрудничества, обеспечивающий взаимопроникновение национальных экономик. Долгосрочные интересы государства диктуют необходимость развития отечественной автомобильной промышленности не только в целях удовлетворения внутреннего спроса, вызванного нарастающей транспортной активностью населения, но и в перспективе для обеспечения экспортных поставок автомобильной техники.

Существенный рост объемов производства автомобилей в России произошел в 1997 г. В частности, по легковым автомобилям этот рост составил 13,4 % по сравнению с 1996 г. Состояние и тенденции развития автомобилестроения в России можно проиллюстрировать примерами из практики ОАО "Москвич", для которого 1997 г. тоже стал переломным. После длительного простоя завод благодаря активной поддержке Правительства Москвы вновь был запущен 5 января 1997 г.125

Было введено колоссальное количество оборудования, что стоило огромного напряжения сил. Практически вновь были запущены 11 автоматизированных линий холодной штамповки, 250 робототехнических комплексов в цехе сварки кузовов, 56 автоматизированных линий в механосборочном производстве, по-новому был запущен окрасочный комплекс, а самое главное, воссоздан коллектив завода.

Впервые в истории мирового автомобилестроения автозавод был вновь запущен после столь длительной остановки. Нужно заметить, что известная история с трудностями "Крайслера" не сопровождалась остановкой главного конвейера.

Отметим, что на момент запуска завода (5.01.97) кредиторская задолженность превышала дебиторскую в 4 раза (соответственно - 1517,8 млн. руб. и 363,5 млн. руб.). По состоянию на 1 января 1999 г. дебиторская задолженность полностью (на 100 %) перекрывала кредиторскую. На 1.07.99 г. дебиторская задолженность вместе с готовой продукцией, находящейся в стадии реализации, перекрывала кредиторскую в 1,2 раза. Полностью выплачена задолженность по заработной плате в размере 80,0 млн. рублей, начисленная всему персоналу за вынужденный простой в 1996 го-

ДУ-

Остановке завода предшествовало сокращение объемов производства и повышение затрат на рубль товарной продукции. Эту ситуацию отражает график, представленный на рис. 8.

Восстановление и развитие производства проводилось с учетом требований конъюнктуры рынка. Уже к лету 1997 г. для коллектива ОАО "Москвич" стало очевидным, что продолжение выпуска автомобилей модели 2141, поставленных на производство 13 лет назад, не принесет успеха. Для адаптации к современным условиям, для укрепления рыночных позиций жизненно необходимым было освоение новых машин. Ими стали модернизированные автомобили серии "Юрий Долгорукий" и "Святогор", а также принципиально новые модели "Князь Владимир", "Иван Калита".126

120000

100000 +

80000--

^ 60000-

э

40000 ? ? 20000 - -

104801

124,88

63,24

62,59

40600

140

?- 120

+ 100

80 ^ *

--60 1

--40 -20

1991

1992

1993

1994

1995

?Выпуск автомобилей (штук)

?Затраты на 1 рубль товарной продукции (копеек)

Рис. 8. Характеристика работы ОАО "Москвич" в 1991-1995 годах

Модельный ряд продукции ОАО "Москвич" за период 1996-2000 гг.

представлен в таблице 7.

Таблица 7

Модельный ряд легковых автомобилей ОАО "Москвич

(1996-2000 гг.)

1996 1997 1998 1999 2000

Выпуск а/м (тыс. шт.) 0 20 40 45 60

Количество

моделей 0 1 4 6 8

Модификации 0 2 6 10 15

Наименование модели "2141" "Святогор",

"Юрий

Долгорукий",

"Князь

Владимир",

"Калита" "Святогор",

"Юрий Долгорукий",

"Князь

Владимир",

"Калита",

"Дуэт",

"Дуэт-2" "Святогор",

"Юрий Долгорукий",

"Князь

Владимир",

"Калита",

"Дуэт",

"Дуэт-2",

Проект "XI"

127

Ретроспектива модельного ряда и объемов производства автомобилей "Москвич" в 1930-1995 гг. приведена в таблице 8.

Таблица 8

Модельный ряд автомобилей "Москвич" и объемы производства (1930-1995 гг.)

1. 1930-1939гг. "Форд-А", "Форд-АА", "ГАЗ-АА" 14 627 а/м 200 000 а/м

2. 1939-1941гг. "КИМ-10" 500 а/м

3. 1941-1945гг. работа для фронта (завод эвакуирован в Сибирь)

4. 1945-1956гг. "Москвич 400-401" 247 439 а/м

5. 1956-1965гг. "Москвич 402-407-403" 587 583 а/м

6. 1965-1975гг. "Москвич 408-412" 1 232 656 а/м

7. 1975-1988гг. "Москвич 2138-2140" 2 270 220 а/м

8. 1988-1995гг. "Москвич 2141" 588 085 а/м

Сопоставление основных характеристик современных автомобилей ОАО "Москвич" и некоторых зарубежных моделей выполнено в таблице 9.

Нужно заметить, что одна из самых последних разработок - "Калита" - это абсолютно приемлемый, даже для высшего руководства, автомобиль с двигателем, отвечающим стандарту Еиго-2. Эта модель опережает многие. В комплектовании автомобиля использовались узлы и детали ведущих зарубежных поставщиков. Модель отличается оригинальным дизайном, высокой комфортабельностью, отличными ходовыми качествами. В движении она практически сливается с дорогой. Лонжероны натянуты до заднего моста, в пороги вварены усилители. Кузов отличается высокими прочностными характеристиками. В "Калите" удобные функциональные сиденья шведской фирмы Аи1оНу - крупнейшего поставщика подобной продукции. Мощный двигатель "Рено" и ряд других высококачественных составляющих.

Именно эта представительского класса машина должна вытеснить "Вольво", "Сааб", "Мерседес" и "БМВ" из гаражей руководителей высокого ранга. Коммерческий успех этой машины определяет оптимальное соотношение цены и качества. Имея наивысшую комплектацию (холодильник, бар, телевизор), она стоит не дороже базовых моделей

Сравнительные характеристики автомобилей ОАО "Москвич" и некоторых зару

Модель Святогор Князь Владимир Бае\Уоо Езрего Сйгоеп ХапНа УО1

Двигатель, л 2,0 2,0 2,0 2,0

Ытах, л.с. при об/мин 112/5250 112/5250 105/5000 121/5750 12

Мтах, продажа недвижимости кгм при об/мин 17,1/3500 17,1/3500 16,7/3000 17,9/2750 17,

Снаряж. масса, кг 1090 1145 ИЗО 1315

База 2580 2780 2620 2740 2

Длина/ширина/высота 4350/1690/1400 4510/1690/1400 4615/1720/1390 4525/1755/1400 4720/

Размер шин 185/70К14 185/70КЛ4 185/65К14 185/65К15 185

Ушах., км/ч 185 188 180 194

0-100 км/ч, сек. 11,2 11,5 12,9 13,9

129

"Вольво" и других фирм. При аналогичной комплектации машины западных фирм будут стоить на 15-20 тысяч долларов -дороже. Динамика состава дополнительного оборудования, устанавливаемого на автомобили ОАО "Москвич", приведена в приложении. Выигрышным конъюнктурным моментом является и понимание высокопоставленными пользователями автомобилей того факта, что поездки на иномарках сильно снижают их рейтинг среди большинства населения.

Мировая практика свидетельствует, что развитие автомобилестроения приводит к мультипликативному эффекту в смежных отраслях экономики и устойчивому росту занятости населения. Так, одно рабочее место в автомобилестроении создает 7-8 рабочих мест в смежных отраслях. Это наглядно подтверждается хозяйственной практикой ОАО "Москвич", с которым сотрудничает около 1200 фирм-поставщиков. Предприятия, производящие автомобильную технику, работают в тесной кооперации и взаимосвязи с такими смежными отраслями промышленности, как: металлургическая, нефтехимическая, электротехническая, текстильная, стройматериалов, электронная и другие. Дополнительные и довольно многочисленные рабочие места создаются в сфере сбыта, технического обслуживания, ремонта автомобилей, обеспечения запасными частями и эксплуатационными материалами.

С одной стороны, автомобильные заводы - крупные потребители продукции других отраслей (в стоимости легкового автомобиля около 50 % составляют затраты на материалы и комплектующие). С другой стороны, за счет акцизов, НДС, отчислений в пенсионный и другие социальные фонды автозаводы являются одним из основных источников дохода для бюджетной системы государства. Вполне правомерным представляется сделать утверждение о том, что производство автомобилей в России способно в ближайшее время стать "локомотивом" развития других отраслей и обеспечить устойчивость поступлений в бюджеты. Например, значительная часть межправительственных соглашений, заключенных Правительством Москвы и правительствами регионов, предусматривает поставки продукции для "Москвича" и "ЗИЛа".130

В течение длительного периода автомобильная промышленность страны характеризовалась следующими особенностями: массовое производство ограниченной номенклатуры продукции; система реализации продукции была распределительной при жестко регулируемом импорте и отсутствии конкуренции на внутреннем рынке; финансирование развития и реконструкции предприятий осуществлялось по остаточному принципу. Эти обстоятельства не способствовали заинтересованности предприятий в повышении эффективности своей деятельности.

К числу важнейших проблем повышения технического уровня отечественных автомобилей относятся: обеспечение более экономичного расхода топлива, соответствие современным требованиям безопасности и экологии, оптимизация собственного веса, повышение надежности и комфорта. Пути решения этих проблем, используемые в ОАО "Москвич", отражены в на рис 9. Проблемы надежности усугубляются нестабильным качеством материалов и комплектующих изделий, недостаточным развитием системы технического обслуживания и ремонта. Уровень затрат на ремонт и потери от брака в ОАО "Москвич" отражает рис. 10.

Важным фактором усиления рыночных позиций российских автозаводов является сокращение издержек, снижение себестоимости, выпускаемых автомобилей. Как было показано в предыдущих параграфах, за рубежом этой проблеме уделяется первостепенное внимание. Специальные системы мер в этой области разрабатываются и на наших автозаводах. Например, в ОАО "Москвич" мероприятия по снижению себестоимости продукции проводятся в рамках комплексной стратегии развития автозавода. Подробнее весь состав взаимоувязанных программ, обеспечивающих хозяйственную стратегию ОАО "Москвич" (оптимизация имущественного комплекса, оптимизация номенклатуры собственного производства, освоение новых моделей, работа с зарубежными партнерами и др.) мы рассмотрим в четвертой главе диссертации.

В России уже сформировались слои населения, для которых по категориям социальной шкалы характерна: средняя обеспеченность. По данным официальной статистики и оценкам экспертов эти слои составляли в 1997 г. 25-40 % от общей численности населения России. Экономические трудности текущего момента привели к сокращению доли этих слоев, однако в ближайшие годы можно ожидать восстановления их позиций. При этом по мере оптимизации социально-экономических процессов в России должно произойти некоторое выравнивание распределения населения по категориям доходов. Перспективным должно стать формирование среднего класса в обществе;

o растущая потребность в замене старых автомобилей. В России доля автомобилей с возрастом 10 и более лет в общем парке несоизмеримо выше, чем в развитых странах, где большая часть продажи новых машин обусловлена потребностью заменить устаревшие автомобили.

Разумеется, что основным фактором, определяющим реальный спрос населения на легковые автомобили, являются денежные доходы.

Оценка объема и структуры спроса на легковые автомобили базируется на определении числа потенциальных покупателей отдельных типоразмеров автомобилей, исходя из:

- сложившегося и прогнозируемого на ближайшую перспективу распределения населения по доходам;

- установления для отдельных групп населения в зависимости от доходов суммы денежных средств, которая может быть потрачена на покупку автомобилей;

- возможной номенклатуры предназначенных для продажи населению типоразмеров легковых автомобилей и уровня розничных цен на них.

Установление доли доходов, которая может быть потрачена на приобретение легковых автомобилей, производится на основе анализа структуры использования душевого дохода в семьях с различным среднедушевым доходом. Такие исследования показывают, что приобретение основной частью населения автомобилей становится потенциально возможным после удовлетворения более насущных потребностей, к числу продаю дом туапсе которых относятся питание, одежда, жилье и некоторые другие.

В качестве начальной точки отсчета доли населения с душевым доходом, позволяющим приобрести автомобиль, принимается та часть насе-135

ления, которая имеет доходы выше прожиточного минимума, а также средства, достаточные для покупки самого дешевого автомобиля.

Такую точку принято называть "порогом автомобилизации". Соответствующие точки в процессе расчета по принятой методике устанавливаются и для других групп населения с более высоким душевым доходом.

При этом необходимо исходить из того, что легковой автомобиль в России в большинстве случаев является предметом не индивидуального, а семейного потребления. Поэтому количество потенциальных владельцев оценивается числом семей, которые на соответствующем распределении расположены за "порогом автомобилизации". Количество семей, имеющих возможность приобрести автомобиль, составляет около 13,5 млн.

Для прогноза объема и структуры платежеспособного спроса на легковые автомобили на перспективу принимается следующее условие: рост платежеспособного спроса по годам на период до 2005 г. будет не ниже темпов роста ВВП по оптимистическому варианту.

На основе обобщенных материалов по ценам на отечественные легковые автомобили, а также ценам на новые импортные автомобили по основным классам в расчетах платежеспособного спроса на легковые автомобили принят следующий стоимостной ряд (в долл. США): до 6000, 6001-10000, 10001-13000,13001-17000, 17001-25000, более 25000.

В таблице 10 приведен прогноз платежеспособного спроса населения по стоимостным группам российского рынка легковых автомобилей на период до 2005 г. Таблица составлена по материалам подготовленной Минэкономики РФ "Национальной стратегии развития автомобильной промышленности России на период до 2005 года" (65).

Расчет по стоимостным группам выполнен на основе установления пределов душевого дохода соответствующих групп населения.

В среднесрочной перспективе парк легковых автомобилей должен составить не менее 20-24 млн. шт.

Возможный объем продаж на внутреннем рынке России легковых автомобилей может достигнуть в 2000 г. 1,4-1,6 млн. шт. и в 2005г. - 1,7 - 2,0 млн. шт.136

Таблица 10

Прогноз изменения платежеспособного спроса по стоимостным группам российского рынка легковых автомобилей на период до 2005 года

Годы Платежеспособ-ный спрос,

всего, тыс. шт. В том числе по стоимостным группам легковых автомобилей на российском рынке, тыс. долл. США

до 6.0 6,0-10,0 10,0-13,0 13,0-17,0 17,0-25,0 более

25,0

1995 1554 855 372 104 126 86 11

1996 1460 650 465 ПО 135 88 12

1997 1510 585 558 115 146 90 16

1998 1462 500 567 121 160 94 20

1999 1540 468 650 128 175 97 22

2000 1664 465 750 135 190 100 24

2001 1730 438 785 155 220 104 28

2002 1797 424 816 176 238 108 35

2003 1873 400 850 200 270 112 41

2004 1956 395 870 227 306 117 41

2005 2030 390 880 256 340 122 42

При этом доля импортных (дальнее зарубежье) автомобилей в объеме продаж составит не менее 25-30 %. Основу рынка по-прежнему будут составлять легковые автомобили стоимостью до 10 тыс. долл., преимущественно российского производства.

Решение проблемы экологии и безопасности, повышение технического уровня и конкурентоспособности автомобильной техники в значительной степени зависят от технического уровня комплектующих изделий и материалов, поставляемых смежными отраслями промышленности.

Производственные мощности смежных отраслей в основном обеспечивают потребности автомобильной промышленности в комплектующих137

изделиях и материалах в необходимых прогнозируемых объемах. Однако их технический уровень и качество не соответствуют современным международным техническим требованиям. Учитывая, что по ценам многие отечественные комплектующие изделия и материалы сравнялись с конкурентоспособными зарубежными аналогами, расширяются возможности импорта последних. Поэтому к импортируемым комплектующим изделиям и материалам может быть применен вариант ступенчатого таможенного тарифа.

В то же время достижение требуемого технического уровня автомобиля потребует освоения производства:

- высокоточного производительного оборудования для гибких технологических линий (станкоинструментальная промышленность);

- необслуживаемых аккумуляторных батарей с повышенной работоспособностью и удельной энергоемкостью (электротехническая промышленность);

- шин с пониженным на 10-12 % сопротивлением качению и повышенной на 40 % ходимостью (химическая промышленность).

Необходимо также освоение и расширение производства: по химической и нефтехимической промышленности - высокооктановых неэтилированных бензинов, малосернистых дизельных топлив, газовых топлив автомобильных сортов, универсальных всесезонных масел и антифрикционных присадок, а также моторных и трансмиссионных масел на синтетической основе; конструкционного пластика, полиэтилена высокой плотности, интегрального полупластичного мелкоячеистого полиуретана, эпоксидных компаундов, низко- и высокотемпературных тормозных жидкостей, безасбестовых фрикционных накладок, резинотехнических изделий на основе специальных тепло- и морозостойких фтористых и силиконовых каучуков, керамических материалов типа "кордиерит", кремний-органических эмалей и др.;

по металлургической промышленности - сталей листовых (в том числе освинцованных), полосовых низколегированных, лент с антикоррозион-138

ным покрытием, стальной проволоки, жаропрочной стальной фольги, ленты радиаторной и др.;

по легкой промышленности - нитей синтетических, пленок пористо-монолитных, искусственных кож обивочных и др.;

по лесной и бумажной промышленности - бумаги и картона, фанеры с вибропоглощающей прокладкой и др.;

по промышленности строительных материалов - теплопоглощающих стекол (трехслойное типа "триплекс", закаленное стекло) и др.;

по электронной и электротехнической промышленности - электронных систем управления двигателем внутреннего сгорания и агрегатами автомобиля, специализированной электронной элементной базы.

Отставание в освоении производства указанных материалов и комплектующих в Российской Федерации осложнит развитие наших автозаводов, приведет к замещению отечественных поставщиков на рынке автомобильных материалов импортерами и существенно снизит мультипликативный эффект от развития автомобилестроения для российской промышленности в целом.

Асатрян, Рубен Саркисович