[свежие идеи для малого бизнеса]
список бизнес идейМакроэкономические условия динамичного развития автозаводов
В обеспечении устойчивого функционирования автозаводов первостепенную роль играют элементы их макроэкономической поддержки. Как было показано выше, автомобильная отрасль - одна из основополагающих отраслей промышленности. Без ее развития Россия может окончательно попасть в зависимость от Запада. С другой стороны, обеспеченный на государственном уровне подъем автомобилестроения может выступать решающим фактором выхода из кризиса всей национальной экономики.
На начальном этапе перехода к рынку многие из наших реформаторов избегали говорить о государственном регулировании. Сегодня это65
"самоограничение" преодолено. Общепризнано, что регулирование экономики государством в большей или меньшей мере имеет место во всех странах с рыночной экономикой. Государственное вмешательство обусловлено необходимостью достижения баланса экономических интересов в стране, который, как известно, делает общество устойчивой, равновесной и вместе с тем развивающейся системой.
Разделение экономической теории на микро- и макроэкономику наиболее четко оформилось в 30-е годы XX столетия во многом под влиянием научных исследований Д.М.Кейнса (27, с. 122). Разумеется, строго говоря, макроэкономика не является открытием Кейнса. Практически все видные экономисты прошлого: и меркантилисты, и физиократы, и представители классической политической экономии - исследовали такие макроэкономические категории, как объем национального производства, уровень занятости, инфляция и др. Однако все эти проблемы не объединялись ими в единую взаимосвязанную макроэкономическую модель. Заслуга Кейнса в том, что его теория обосновала необходимость активного государственного регулирования экономики как единого целого. Сегодня в наших условиях эта позиция особенно актуальна.
Оценивая специфику современных российских подходов к управлению экономикой, отметим, что произошедшее в последнее время резкое ослабление регулирующих функций государства так же, как и существовавшая прежде чрезмерная централизация и регламентация хозяйствования имеют свои крупные недостатки. Необходимость скорейшей оптимизации государственного регулирования признается сегодня все большим числом наших ученых-экономистов, хозяйственников-руководителей разных уровней и политических деятелей (1, 20, 23, 49, 58, 61, 75, 91). Опыт 1992-1999 годов показал сложности спонтанного созревания дееспособных субъектов рынка, несостоятельность теории о том, что "рынок сам все решит". "Пока не заработают нормальные конкурентные механизмы, государство просто обязано брать на себя ряд регулирующих функций", - считает Е.М.Примаков (23, с. 2).66
По мнению Л. Абалкина, сегодня мы испытываем пагубные последствия принципиальной ошибки правительственных неолибералов-реформаторов, которая заключалась в "чрезмерном вытеснении государства из сферы экономики" (1, с. 2). Сегодня хозяйствующие субъекты, включая автозаводы, вынуждены, в основном, самостоятельно искать пути выхода из тяжелейшего кризиса и вхождения в рынок. Е.Строев считает, что "государство, причем все властные структуры в равной мере, несет основной груз ответственности за экономику страны" (91, с. 6). Действительно, весьма наивным оказалось полагать, что "невидимая рука рынка" без участия государства расставит все по своим местам. Мировая практика уже давно опровергла этот тезис.
Понятно, что все гигантское многообразие вопросов макроэкономического регулирования национальной экономики и даже одной автомобильной промышленности нереально рассмотреть, а тем более решить в нашей работе. Мы остановимся подробнее в основном на таких аспектах макроэкономического воздействия, как поддержка стратегических программ внутрифирменного развития автозаводов. Эти аспекты наиболее близки нам по роду практической деятельности. Кроме того, необходимость скорейшего повышения роли государства именно в этих сферах подтверждается результатами выполненного исследования.
С учетом анализа хозяйственной практики многих отечественных и зарубежных автозаводов, а также нашего личного опыта, считаем возможным высказать утверждение о том, что важнейшей задачей макроэкономического регулирования автомобилестроения сегодня является обеспечение для автозаводов льготного режима хозяйствования для проведения первоочередных крайне необходимых программ развития и адаптации к рынку, включая такие программы, как: оптимизация имущественного комплекса, формирование нового порядка взаимодействия с поставщиками, оптимизация номенклатуры собственного производства, совершенствование модельного ряда автомобилей, снижение себестоимости производства автомобильной техники, развитие взаимодействия с иностранными партнерами и другие. Подробнее весь круг этих внутрифирменных программ стратеги-67
ческого развития автозаводов будет рассмотрен нами в 4-й главе диссертации. Здесь подчеркнем лишь то, что именно эти программы должны быть объектом государственной поддержки с использованием всех средств и методов прямого и косвенного макроэкономического регулирования. Именно эта система программных мероприятий позволит автозаводам укрепить свое экономическое положение, обеспечить конкурентоспособность выпускаемых автомобилей и сформировать базу для последующего развития. В дальнейшем облегчение условия хозяйствования, позволяющее автозаводам реализовать комплекс необходимых хозяйственных программ, обернется для государства существенно возросшими доходами, а с учетом мультипликативного эффекта, который обеспечивает подъем автомобильной промышленности, создаст предпосылки для оживления и развития всей национальной экономики России.
Характеризуя действенность используемых сегодня макроэкономических регуляторов, можно с сожалением констатировать их явную неэффективность. Крупнейшей проблемой отечественной экономики является то обстоятельство, что до сих пор не разработан алгоритм перехода к нормальной рыночной экономике - без дальнейшего развала государства, без дальнейшего обнищания народа.
Государство в лице своих высших управленцев нередко просто разоряет само себя. Например, долгое время владельцем контрольного пакета акций ОАО "Москвич" было правительство России, изо всех сил старавшееся обанкротить завод и, значит, себя. Нужно заметить, что если бы не своевременная и решительная поддержка завода региональными властями - Правительством Москвы, эта плачевная перспектива вполне могла стать реальностью. Только после передачи акций завода из федеральной собственности в собственность Правительства Москвы при полной поддержке Президента страны у ОАО "Москвич" появился шанс встать на ноги, который и был успешно использован. Директивные материалы, определившие условия передачи акций, представлены в Приложении 3.
Правительство Москвы, в отличие от федеральных структур, продолжало и продолжает оказывать ОАО "Москвич" эффективную помощь в68
виде городских заказов на таксомоторы, на автомобили для инвалидов и ветеранов. Москва выступила в качества гаранта перед банками, которые начали кредитовать завод. Неоценимую помощь заводу региональные власти оказали, перенеся налоги на землю до 2-тысячного года. Город взял под свою опеку заводские объекты социально-культурной сферы: детские сады, жилой фонд, больницу. В итоге оптимизации имущественного комплекса высвободились резервы для развития производства.
Целью пока еще не отработанной государственной политики в области автомобилестроения в России должно быть создание условий для стабилизации и последующего развития национальной автомобильной промышленности как одной из ключевых отраслей, активно влияющих на состояние социально-экономических развития страны. Государственная поддержка должна быть нацелена на то, чтобы, реализуя стратегические программы своего развития, автомобильные предприятия в максимально возможной степени обеспечивали потребности населения и хозяйствующих субъектов в необходимой качественной номенклатуре автомобильной техники.
На конкурсной основе государство должно поддерживать создание перспективных видов автомобилей. В реализации эффективных проектов, прошедших конкурсный отбор, государство должно принимать долевое участие своими ресурсными возможностями, в установленном порядке доводить до предприятий государственные заказы. Оно должно стимулировать развитие организационной структуры предприятий отрасли, способствовать оптимизации внутри- и межотраслевых связей, обеспечивать повышение эффективности производства.
Важной задачей совершенствования государственной системы регулирования автомобилестроения является усиление макроэкономической координации хозяйственной деятельности в этой сфере с развитием на государственном уровне функций специального органа-координатора, обеспечивающего согласованность и консолидацию действий по решению всего спектра проблем автомобилестроения. В настоящее время подобный общероссийский орган-координатор отсутствует, что весьма негативно от-69
ражается на положении автозаводов и их партнеров. В задачи данного звена макроэкономической системы управления должно входить рациональное обеспечения автозаводов госзаказами на автомобильную технику, содействие в оптимизации хозяйственных связей, в т.ч. с зарубежными партнерами, оказание информационно-методической, научно-технической и внедренческой помощи, а также поддержка в принятии необходимых автомобилестроению законодательных актов и контроль за рациональностью устанавливаемых таможенных пошлин, налоговых ставок, транспортных и энергетических тарифов и других регуляторов, влияющих на условия развития автомобильной промышленности.
Одним из приоритетов государственной поддержки автомобилестроения должно быть содействие зарубежным фирмам в организации производства на территории России высококачественных комплектующих, причем не только для нужд отечественных автозаводов, но и для зарубежной автоиндустрии. В этой области возможно эффективное технологическое взаимодействие российских и зарубежных структур, которое должно быть прямыми и косвенными регуляторами поддержано на государственном уровне. В целях создания наиболее привлекательных условий и сокращения капиталовложений для зарубежных производителей комплектующих, очевидно, было бы целесообразно осуществлять передачу им высвободившихся площадей ВПК, оснащенных энергетикой, инфраструктурой и другими элементами, необходимыми для скорейшей организации производства. Подобная передача, предполагающая развитие технологического взаимодействия, безусловно, может быть взаимовыгодной.
Государственная политика в области автомобилестроения должна способствовать развитию фундаментальной и прикладной науки с целью реализации опережающих конструкторских решений, внедрения новых технологий и прогрессивных материалов, обеспечивающих выполнение международных требований по экологии, безопасности и надежности, а также для научно-технического сопровождения государственного регулирования в области стандартизации, сертификации и качества выпускаемой продукции.70
К условиям, которые должна обеспечивать государственная политика, относится и такое, как повышение инвестиционной привлекательности предприятий автомобилестроения. Для этого необходимо проведение комплекса мероприятий по реструктуризации предприятий для повышения эффективности их деятельности и улучшения перспективы получения инвестиций. Необходимо создание действенного механизма обеспечения гарантий и страхования инвестиций, способствующего развитию страхового рынка в России. Привлекательные условия должны создаваться прежде всего для тех инвесторов, которые приносят с собой новые технологии и опыт управления.
Очевидно, следует предоставлять налоговые льготы (как на федеральном, так и региональном уровнях) потенциальным инвесторам, тем самым стимулируя их к долгосрочному финансированию проектов развития автопроизводства. При этом размеры льгот должны быть сопоставимы с объемом упущенной выгоды (при варианте инвестирования других более прибыльных и "спокойных" проектов) и распространяться прежде всего на текущие, а не будущие налоговые платежи.
Эволюция системы управления производством в переходный период направлена на формирование полицентрической системы, базирующейся на функционировании в национальной экономике структур, способных к самоуправлению и саморазвитию. В условиях Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых в переходный период имеет тенденцию к росту. С одной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, с другой, - существенно развивает систему управления национальным хозяйством, снижает энтропию (элемент случайности) и способствует повышению управляемости отечественной экономики. Это курс сегодня получает поддержку у многих наших политиков и хозяйственных руководителей. Так, по мнению Е.Примакова, нужно "решительнее привлекать региональные и муниципальные органы власти к управлению предприятиями в тех случаях, когда это ведет к росту71
эффективности - вплоть до передачи им на определенных условиях федеральной собственности" (23, с. 2).
Подтверждением обоснованности подобной позиции может служить пример ОАО "Москвич", выходу из кризиса которого, как отмечалось выше, способствовала передача его акций из Федеральной собственности в региональную.
Исходя из оценки текущей фазы кризиса, в ближайшее время со стороны государства необходимы очень энергичные меры по поддержке автомобилестроения с учетом финансовых трудностей предприятий. Безусловно, эти меры должны сопровождаться и жестким контролем за эффективностью расходования целевых кредитов, направленных на поддержку производства в приоритетных секторах. Необходимо действенное стимулирование инвестиций и спроса на инвестиционные ресурсы посредством федеральных целевых программ, налоговых льгот, льготных кредитов.
В современных условиях государство не может и не должно брать на себя материально-техническое обеспечение промышленности и сбыт ее продукции. Однако необходимым является обеспечение государственных закупок для реализации государственных программ, поддержания обороноспособности и безопасности, создания государственных и иных резервов, обеспечения экспортных поставок, необходимых для выполнения международных экономических обязательств России и ряда других направлений, финансируемых из федерального бюджета.
В порядке государственных закупок правительство должно осуществлять поддержку жизненно важных производств и секторов экономики, от работы которых зависит выпуск социально важных товаров или нормальная деятельность значительного числа предприятий.
Стабилизация деятельности автозаводов, как и всех товаропроизводителей сегодня в огромной мере зависит от финансовой поддержки предприятий. Финансовая поддержка со стороны государства может осуществляться как за счет прямого финансирования, так и льготного кредитования в различных формах: дотации, целевые кредиты, ускоренная амортизация, реорганизация в виде перепрофилирования, в том числе путем частичного72
закрытия предприятия и реализации части его имущества с тем, чтобы на вырученные средства модернизировать и сделать эффективной оставшуюся часть. Необходимость государственной финансовой поддержки отдельных жизненно важных и приоритетных производств определяется тем, что в условиях переходного периода при отсутствии развитой конкуренции рыночные механизмы еще не в состоянии с полной объективностью выявить неэффективные нецелесообразные производства и, наоборот обеспечить функционирование бизнес план составление инновационное эффективных, реально необходимых. Финансовая поддержка предприятий должна служить целям долгосрочной структурной перестройки экономики, обеспечению занятости, смягчению отраслевых и территориальных диспропорций, сохранению и развитию производств, составляющих несущий каркас всей экономики таких, как автомобилестроение, обеспечивать решение других проблем общегосударственного характера, которые по ряду объективных причин не могут пока реализоваться только рыночным механизмом. Финансовая поддержка предприятий, проводимая планомерно и целенаправленно, может сгладить стихийный процесс банкротств, вызывающий социальные потрясения и дезорганизацию общественного производства.
В то же время, по нашему мнению, нецелесообразно оказание непосредственной государственной поддержки предприятиям, выпускающим продукцию низкого качества и технического уровня. Роль государства здесь, очевидно, должна состоять в смягчении социальных издержек структурной перестройки и перепрофилировании таких производств.
Действенной мерой поддержки предприятий на этапе их адаптации к рынку является санация. Процедура санации согласно законодательству о несостоятельности предприятия является реорганизационной процедурой и предполагает финансовую помощь предприятию, направленную на поддержание и оздоровление его деятельности с целью предотвращения его ликвидации. Для обоснованного определения объектов, подлежащих государственной поддержке, должна быть развита система функционирования санационных комиссий (центральной, региональных, отраслевых). Эти комиссии должны постоянно отслеживать и анализировать текущее состоя-73
ние дел и возможные перспективы предприятий, прежде всего тех, в отношении которых открыто судебное производство о признании их несостоятельными (банкротами) и готовить рекомендации о целесообразности проведения санации или других реорганизационных процедур. Очевидно, полномочия санационных комиссий не должны ограничиваться только работой с предприятиями-банкротами. На эти структуры, которые, возможно, точнее называть компаниями по поддержке предприятий, должно быть возложено и определение хозяйствующих субъектов, нуждающихся в государственной поддержке по причинам, не связанным с банкротством. Разумеется, подобная работа по выбору предприятий должна базироваться на системе критериев отбора. Среди основных критериев, очевидно, должны присутствовать направление деятельности предприятия (степень принадлежности к приоритетному направлению) и его финансово-экономическое положение.
В целом с учетом критериев отбора государственная поддержка должна оказываться предприятиям, которые в рыночных условиях не нарушают антимонопольное законодательство, не допускают искусственного спада объемов производства пользующейся спросом продукции, активно разрабатывают собственные стратегические программы развития.
Представляется, что повышение уровня работы по государственному регулированию и финансовой поддержке производства, включая сферу автомобилестроения, возможно на основе разработки и реализации соответствующего плана, в котором должны найти отражение количество и состав предприятий, нуждающихся в поддержке, а также потребность в средствах для ее осуществления за счет всех источников финансирования: бюджетных ассигнований, средств инвестиционных фондов, выручки от продажи части имущества, дополнительных финансовых ресурсов в виде амортизационных отчислений, полученных в результате переоценки основных фондов.
Государственная поддержка автомобилестроительных предприятий , структурная перестройка хозяйства требуют огромных средств. Между тем, государственный бюджет, который, как известно, сегодня является глубоко74
дефицитным, не может обеспечить выделение для этих целей всех необходимых средств.
Предоставление предприятиям сугубо инфляционных средств может привести к новой спирали роста цен и очередному обесценению денег. В этих условиях основная задача денежно-кредитной политики должна заключаться в максимальном использовании средств самих предприятий. Необходимо осуществить усилия по поддержке долгосрочного и среднесрочного кредитования инвестиционных проектов и краткосрочных мероприятий по оживлению производства. Такие меры могут включать предоставление государственных гарантий достаточно устойчивым (не вошедшим после 17 августа 1998 г. в состав "проблемных") коммерческим банкам. Необходим, разумеется, строгий контроль за использованием целевых кредитов и осуществление комплекса санкций для коммерческих банков, нарушающих условия целевого кредитования. Важную роль в росте децентрализованных накоплений должна играть процентная политика с рациональной, устанавливаемой с учетом ожидаемого уровня инфляции, процентной ставкой.
Система коммерческих банков может ощутимо содействовать реализации государственных функций по стабилизации автомобильного производства.
Необходимо создать привлекательные условия для мобилизации средств населения и других инвесторов в автомобильную промышленность. В этих целях представляется целесообразным и своевременным развитие специальной банковской структуры для инвестирования автомобильной отрасли, особенно ее научно-технического и технико-технологического направлений. Основными функциями этого банка должны быть изыскание денежных, в том числе заемных и кредитных, средств, разработка условий их вложения, привлечение средств других банков и концернов, инвестирование мобилизованных средств, контроллинг, обеспечение их возвратности. Банк, аккумулируя привлеченные внешние инвестиции и, если состоятся, бюджетные, может "точечно" направлять их на автостроительные предприятия, выбранные по селективным критериям.75
Активизация инновационной деятельности в отрасли автомобилестроения, по нашему мнению, нуждается в уточнении кардинальных направлений технологического обновления и реструктуризации производства, создании отвечающих этой цели банков информации о готовых к тиражированию и перспективных технологиях, формировании системы государственного регулирования и мониторинга состояния инновационной среды с элементами обратной связи.
В России рыночные отношения формируются весьма форсированно, не имея свежей предистории, а структуры рынка точнее назвать переходными. Это сильно ограничивает возможности использования тех механизмов, которые приспособлены для зрелого рыночного хозяйства. Поэтому теоретически стройная система макроэкономического регулирования, используемая в других странах, в реальных российских условиях без необходимой доработки оказывается малоэффективной.
Автозаводы действуют в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому важным фактором для создания благоприятного климата является стабильная и совершенная законодательно-нормативная база. В то же время значительный удельный вес в общем российском нормативном массиве по законодательству занимают ведомственные нормативные акты -Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам и других органов исполнительной власти. Очень важно, чтобы эти акты не искажали смысл законов и адекватно отражали их содержание. Объективно в сегодняшнем отставании предприятий, в том числе автозаводов, в формировании рыночных отношений сказывается задержка с разработкой и принятием необходимых законодательных актов, а также неполнота и нестабильность существующих.
Перспектива развития законодательства в сфере производства должна быть ориентирована, на наш взгляд, на создание более стабильной нормативной среды, гарантирующей хозяйствующим субъектам права собственности, свободу их коммерческой деятельности (выбор ее параметров и хозяйственных партнеров, свободу ценообразования и т.д.), а также пред-76
сказуемость и обоснованность указаний исполнительной власти, регулирующих различные рыночные механизмы.
Важное значение для раскрепощения предпринимательской инициативы имеет также совершенствование налогового законодательства, внесение в него серьезных изменений, значительно влияющих на условия хозяйственной деятельности. К сожалению, в ряде случаев отечественные законы не обладают прямым действием. В результате пробелы в законодательстве восполняются инструкциями и разъяснениями Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам. Эти инструкции нередко запаздывают и вводятся в действие "задним числом", то есть вопреки общепринятому порядку они часто имеют обратную силу.
Ввиду огромной значимости роли налогообложения в регулировании производства и товародвижения, в т.ч. в успешном осуществлении стратегических программ внутрифирменного развития автозаводов остановимся на этой проблеме подробнее.
Со стороны государства в любой стране налоги выполняют следующие функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую.
С помощью фискальной функции формируются государственные денежные фонды, необходимые для выполнения государством хозяйственно-политических функций. Используя регулирующую, стимулирующую функцию, государство изменяет условия налогообложения (вводит одни и отменяет другие налоги), применяет систему налоговых ставок, льгот и санкций, маневрируя которыми, способствует решению важнейших социально-экономических проблем, стимулирует развитие научно-технического прогресса и инвестиций.
Еще Бенджамин Франклин, чье изображение тиражировано на стодолларовых банкнотах, говорил: "Есть две вещи неизбежные - смерть и налоги". Разумеется, без разумной системы налогообложения государство просто не в состоянии осуществлять свои функции. Вместе с тем отлично известна и чрезмерная завышенность сегодняшней налоговой планки в России.77
Налоговая система Российской Федерации включает три группы налогов:
общегосударственные (федеральные) налоги, взимаемые центральным правительством на основании государственного законодательства и направляемые в госбюджет;
налоги, взимаемые органами управления национально-государственных и административных образований в составе Российской Федерации на основе их законов и направляемые в республиканские (краевые, областные) бюджеты;
местные налоги, взимаемые местными органами государственной власти и поступающие в местные бюджеты.
Состав налогов и сборов Российской Федерации представлен на рис.3.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
включая НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль, налоги - источники дорожных фондов, другие платежи и поборы
РЕСПУБЛИКАНСКИЕ НАЛОГИ
(краев, областей), включая республиканские платежи за пользование природным ресурсами, лесной налог, налог на имущество и др._______
СУБЪЕКТЫ -
НАЛОГО ПЛАТЕЛЫЦИКИ
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ
включая земельный налог, регистрационный сбор с предпринимателей, сбор на право торговли, курортный сбор, др. виды местных налогов
Рис. 3. Состав триединой системы налогообложения в РФ
Необходимость снижения как федеральных, так и прочих налогов, обсуждается уже достаточно долго. В последнее время в правительственных кругах эта точка зрения находит понимание. В то же время Министерство финансов придерживается осторожной позиции, опасаясь за наполнение доходной части бюджета. По нашему мнению, давно назрела необходимость снизить налог на добавленную стоимость, освободить от налога78
часть прибыли, направляемую на реконструкцию и расширение производства важнейших видов продукции, предусмотреть регрессивное налогообложение прибыли в случае превышения базисного уровня производства такой продукции. Разумеется, одновременно необходимо усиление государственного контроля за использованием средств, выводимых из-под налогообложения.
Ставка налога на прибыль устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в процентном отношении к объекту обложения (долевая пропорциональная ставка).
Следует отметить, что по результатам мировой практики максимальная ставка на прибыль не должна превышать уровень 35 %, иначе предприятия теряют заинтересованность в развитии и расширении производства.
На рис. 4 представлена кривая А.Лаффера, отражающая зависимость величины поступления налогов от размера налоговой ставки.
Поступление налогов
тах
Рис. 4. Зависимость сбора налогов от налоговой ставки'
Точка перегиба на данной кривой очерчивает границу, за которой повышение налоговых ставок является антистимулом для предпринимательской деятельности.79
Налоговым законодательством при налогообложении прибыли предприятий предусмотрены многочисленные льготы. Например, облагаемая прибыль уменьшается на суммы, направленные на развитие производства; на природоохранные мероприятия; на содержание находящихся на балансе предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, детских учреждений; на сумму взносов на благотворительные цели.
Наряду с налоговыми льготами и скидками применяются и другие виды "облегченного" налогообложения, к которым относятся налоговые кредиты и отсрочка уплаты налогов или полное освобождение от налогов.
Налоговый кредит - это сумма вычета, производимого из начисленных налогов. Основным видом налоговых кредитов выступает инвестиционный кредит, являющийся скидкой с суммы налога на прибыль. Величина скидки зависит от доли новых капиталовложений (реинвестируемой прибыли).
Отсрочкой уплаты налогов пользуются в основном вновь образованные предприятия или новые производства. Например, во Франции акционерные компании в первые два года своей деятельности полностью освобождаются от налога на прибыль, после третьего года деятельности налогообложению подлежит 25 % прибыли, и только начиная с шестого года работы облагается вся прибыль.
Основным вопросом российской налоговой системы является следующий: насколько высок существующий уровень налогообложения?
Очевидный ответ, что уровень налогообложения слишком высок, весьма неполон. Ведь сравнение с западными странами, где интегральный налог составляет 30-34 процента вкупе с апелляцией к тому, что при этом уровне налогов частник готов их заплатить, все равно не выдерживает критики. На Западе налогоплательщик знает и понимает, за что налог платится. У нас, к сожалению, не так: с одной стороны, не сформирован менталитет собственника, осознанно представляющего часть средств для оплаты государственной деятельности. С другой - расходование бюджетных средств остается больной темой: огромные суммы идут на содержание разросшегося госаппарата, работающего преимущественно на себя. Бюджет-80
ные средства "растворяются" поддержкой неэффективных производств, а то и вовсе исчезают при финансировании неких абстрактных программ, мало что дающих налогоплательщикам и остающихся при этом нереализованными.
Коррекция налоговой системы - вопрос долгий и трудный. Для того, чтобы налоговая система максимально стимулировала развитие российской экономики, необходимо найти грань, за которой фискальный эффект от ужесточения налоговой политики становится недостаточен по сравнению с ущербом, наносимым нормальному функционированию экономики.
Пока наш налоговый механизм еще весьма далек от совершенства, а предпринимаемые попытки его развития зачастую противоречивы, а нередко и вредны товаропроизводителю. К числу подобных актов может быть отнесен, например, известный Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочение наличного и безналичного денежного обращения". Данный указ противоречил принципиальным положениям Гражданского Кодекса, в частности, превращая коммерческие банка из равноправного партнера в контролирующий орган. Впоследствии этот и бизнес планирование ряд других недавно принятых нормативных актов приходилось корректировать.
Наша ошибка, возможно, заключается в том, что мы стремимся почти слепо копировать опыт США и западноевропейских стран. Унификация налоговых систем России и развитых стран действительно может облегчить западным инвесторам работу на нашем рынке. Налог, заплаченный в России, вычитается из сумм налогов, подлежащих уплате в их стране. Понятно, что зачеты производить легче, когда системы налогообложения похожи.
Однако фискальная система западных стран достаточно запутана и сложна. И сейчас там предпринимаются настойчивые попытки ее упрощения. Например, в США уже давно обсуждается возможность введения одного налога ("плоского налога") вместо всех имеющихся. В Англии уже завершена реформа по упрощению налогообложения. Во Франции такая ре-81
форма готовится. Если развитые страны сами не удовлетворены своими системами налогообложения, то надо ли нам так уже все у них заимствовать? Кроме того, их налоговые системы, как и все хозяйственное законодательство , базируются на отработанной веками судебной практике. Например, в Англии полномочия налогового инспектора чрезвычайно широки, но принимаемые им решения могут быть оспорены в суде. Россия подобной модели отношений просто не может себе позволить: суды будут завалены жалобами, дела будут рассматриваться годами.
Наша налоговая система должна быть предельно проста, ее нормы -однозначными, не допускающими двусмысленных толкований. Такая реформа в начале 90-х годов была проведена в Перу. Налогов осталось всего пять. Резко снизилось их бремя. Но были ужесточены санкции за неуплаты налогов. В результате, в течение нескольких лет сбор доходов в бюджет Перу увеличился почти в три раза. Одновременно в 5 раз увеличилось число налогоплательщиков, зарегистрированных в налоговых органах. Нам кажется, что этот опыт чрезвычайно актуален для России.
Если мы действительно стремимся к осуществлению налоговой реформы, нам следует прежде всего разработать ее концепцию. И уже с ее учетом совершенствовать налоговый кодекс.
Для России с ее богатейшими природными ресурсами, научно-техническим потенциалом длительный экономический кризис не может продолжаться вечно. Опыт создания и развития рыночной экономики накоплен во многих странах. Дело только не в искусственном копировании чужого опыта, включая налоговый, а в его профессиональном применении к условиям нашей страны, с ее все еще большой территорией, многообразными природными, национальными и производственными условиями.
На наш взгляд, в условиях перехода к рыночной экономике государство должно активно регулировать рыночный оборот по отдельным видам продукции; заботиться о создании общего благоприятного климата для комплексного развития национального хозяйства; защищать рынок от искусственного "вздувания" цен спекулирующими участниками оборота.82
Очевидно, эти задачи должны быть ключевыми для соответствующих органов государственного регулирования. Политика невмешательства государства явно не оправдала себя. По нашему мнению, правительству целесообразно заменить ее программой, при которой государство берет на себя ключевую роль в экономике, как это происходит в современных смешанных экономиках США, Швеции, Германии (26, 109).
Одним из направлений государственного регулирования инфраструктурного комплекса, очевидно, должно быть содействие развитию оптовых товарных рынков, способствующих заблаговременному формированию заказов производству и гарантирующих производителям реализацию основной части выпускаемой ими продукции. С этих позиций важное значение имеет расширение ярмарочной торговли и активизация деятельности товарных бирж. Нельзя допустить игнорирования этих бирж, поскольку в перспективе они могут стать эффективными структурами для оптовых торгов. Их влияние на деятельность товаропроизводителей и оживление экономической конъюнктуры будет возрастать по мере восстановления производства и расширения спроса на выпускаемую продукцию.
Необходимой представляется всемерная поддержка выставок, предлагающих принципиально новые товары и технологии. Они позволяют активно формировать перспективный спрос и, что не менее важно, привлекать инвесторов для выпуска таких товаров и развития технологий по их производству.
Можно считать, что активизация деятельности ярмарок и бирж в состоянии оказать и некоторый макроэкономический эффект - они будут способствовать более полному и эффективному использованию имеющихся производственных мощностей, а выставки новых товаров и технологий -модернизации производственного аппарата и его структуры.
В условиях рынка жизненно важное значение для автомобильной промышленности имеет конечная реализация автомобилей всех моделей, особенно покупка населением легковых автомашин. При этом меры по стимулированию покупательского спроса, естественно, различны для населения и юридических лиц. Лишь после формирования устойчивого средне-83
го класса можно рассчитывать на его устойчивый платежеспособный спрос на отечественные модели, и то при условии снижения цен на них и организации продажи по лизингу, в кредит. Платежеспособный спрос юридических лиц на новые отечественные автомашины также возможен на вышеприведенных условиях, но дополнительно требуется ликвидация неплатежей и уменьшение налога с владельцев автотранспорта.
Развивая меры по оптимизации государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, необходимо обеспечивать рациональное сочетание открытости нашей экономики с защитой отечественных товаропроизводителей, включая автозаводы. Улучшение конъюнктуры рынка для отечественных предприятий связано с большей гибкостью государственной политики в области экспортно-импортных операций.
Отечественные предприятия нередко проигрывают зарубежным конкурентам в связи с массированной рекламой иностранных производителей, что формирует определенное негативное отношение к отечественной продукции, хотя по ряду позиций ее качество не хуже, а цены ниже. Кроме того, все большее распространение получает продажа зарубежной продукции по лизингу, в развитии которого принимают непосредственное участие государственные структуры стран-импортеров.
Необходима более оптимальная дифференциация политики таможенных тарифов в целях защиты российского производства. Так, сегодня завышенными представляются тарифы на комплектующие изделия, что сдерживает производство отечественной автомобильной техники, в том числе на экспорт. Важно не упустить время с корректировкой тарифов, поскольку позднее менять их будет значительно сложнее.
Следует использовать широкий арсенал экономических и административных мер защиты и поддержки, включая предоставление различных государственных субсидий отечественным экспортерам и применение различных таможенных пошлин.
Необходимо активизировать работу по применению принятой в мире практики защитных мер на основе антидемпинговых, протекционистских процедур. Также важным представляется более широкое использование го-84
сударственной поддержки в целях противодействия необоснованным фактам применения антидемпинговых процедур со стороны других стран.
Производственные, в т.ч. автомобилестроительные структуры выступают на рынке одновременно в "двух лицах" - как покупатели и как продавцы. Для них необходимо решение двух равновеликих по сложности и важности задач: оценка конъюнктуры на рынке закупок и управление конъюнктурой на рынке продаж. Решение этих задач возможно только при наличии насыщенного и доступного информационного пространства, включающего сведения как сугубо конъюнктурного характера (ассортимент, объемы, качество, условия поставок и перевозок, цены и тарифы, условия оплаты и т.д.), так и статистические данные, позволяющие более обобщенно оценивать хозяйственную ситуацию и складывающиеся в экономике тенденции. Однако именно сейчас, когда происходит переход к рынку, подобная информация стала одним из наиболее дефицитных ресурсов. Неоправданным представляется и то, что органы государственной статистики, функционирующие за счет всех налогоплательщиков, предоставляют хозяйствующим субъектам свою информацию на коммерческих началах.
Необходимой представляется организация системы государственной статистики на новой основе, дающей точную и доступную характеристику товарных рынков. Без систематической разработки, накопления, анализа и публикации такой информации не может быть ни государственного регулирования товародвижения, ни рациональной самоориентации предприятий.
Статистическая информация должна предоставляться на некоммерческой основе (с возмещением только прямых производственных расходов) любым заинтересованным хозяйствующим субъектам. При этом необходимо расширить круг разрабатываемых органами статистики показателей, помогающих предприятиям лучше ориентироваться в состоянии и тенденциях рынка, точнее чувствовать конъюнктуру, и соответственно, успешнее адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Современное состоя-85
ние статистики не позволяет использовать ее как действенный практический инструмент выработки хозяйственной стратегии.
Наряду с необходимостью совершенствования функций государства в информационном (статистическом и др.) обеспечении предприятий, необходимостью развития налогового механизма и амортизационной политики, более рациональным регулированием тарифов на транспорт и энергоресурсы существуют и более конкретные отраслевые направления поддержки, которую должно оказывать государство автомобильной промышленности. Так, согласно "Национальной стратегии развития автомобильной промышленности России на период до 2005 года" (65), к задачам государственной поддержки автомобилестроения относятся следующие:
o Создание условий наибольшего благоприятствования в приоритетных направлениях (организация выпуска семейного легкового автомобиля, автомобильной техники для общественного транспорта, транспорта для инвалидов, военной автомобильной техники, ключевых автомобильных компонентов, определяющих технический уровень и конкурентоспособность этой техники) с учетом совершенствования национальной системы сертификации продукции и ее взаимоувязки с системами, принятыми в мировой практике.
o Осуществление заказа автомобильной техники для государственных нужд (в т.ч. государственный оборонный заказ).
o Стабилизация (замораживание) таможенных пошлин на импортируемую автомобильную технику, снижение (введение ступенчатых) таможенных тарифов на высокоэффективные импортные комплектующие изделия в увязке со сроками освоения аналогичной продукции в России; введение защитных мер по ввозу на территорию России автомобильной техники с большим сроком эксплуатации).
o Принятие адекватных мер, в том числе путем регулирования ставок ввозных таможенных пошлин и налогов, к зарубежным импортерам автомобильной техники, намеренно действующим в целях резкого занижения (демпинга) цен на автомобили, поставляемые на российский рынок.86
o Применение системы государственных гарантий по кредитам коммерческих банков для реализации эффективных проектов и инвестиционных программ по созданию и освоению конкурентоспособных конструкций и технологий автомобильной техники, включая лицензионные и, в первую очередь, ее компонентов, т.е. принятие на государство части коммерческих рисков.
o Поддержка финансового лизинга, в особенности, в сфере обеспечения автотехникой, общественного пассажирского транспорта, международных и междугородных перевозок грузов через создание условий для привлечения банковского и коммерческого капиталов с финансового рынка.
o Реструктуризация долгов предприятий автомобильной промышленности перед федеральным бюджетом, рассматриваемая как одно из мероприятий по первичному финансовому оздоровлению предприятий и дальнейшему переходу к финансовому росту, проведению на этой основе организационных и институциональных преобразований.
o Содействие предприятиям, активно осуществляющим реформирование, в получении льгот по аренде земельных участков и реализации права на приобретение по минимальным ценам в собственность земельных участков, на которых они размещены.
Государство должно поддерживать реструктуризацию автомобильной промышленности по следующим направлениям:
o реструктуризация крупных объединений с целью создания более гибких систем управления и технологий производства, концентрации ресурсов для разработки и освоения новой конкурентоспособной продукции;
o создание самостоятельных специализированных предприятий по разработке и выпуску компонентов, в том числе путем выделения имеющихся производств из комплексных заводов, для обеспечения потребности нескольких изготовителей конечной продукции в высококачественных компонентах широкого ассортимента, прежде всего, обеспечивающих выполнение нормативных требований по безопасности, экологии и ресурсос-87
бережению автотранспортных средств, а также экономическую эффективность автомобильных перевозок;
o передача неиспользуемых площадей объектов ВПК заинтересованным российским и иностранным производителям комплектующих при условии высокого качества их продукции;
o вовлечение в сферу действия автомобильной промышленности малых предприятий с развитием сети технического обслуживания, ремонта и снабжения запасными частями автомобильной техники;
o осуществление всех мероприятий в области структурной перестройки автомобильной промышленности на основе конкретных долгосрочных проектов и программ реструктуризации предприятий и их финансового оздоровления.
Целесообразность регулирования рынка путем проведения эффективной государственной политики была признана еще после разрушительного мирового кризиса конца 20-х годов. Роль государства состоит в том, что оно должно устанавливать и гарантировать общие правила функционирования рынка, оптимизировать структуру национальной экономики, используя такие формы вмешательства, как законодательство, государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных и налоговых ставок, различные формы контроля за рациональным использованием природных ресурсов.
Выполняя эти функции, государство обеспечивает развитие научно-технического прогресса, ликвидирует структурные и региональные диспропорции, регулирует спрос и предложение на микроуровне, не вмешиваясь слишком глубоко в действие механизма саморегулирования на уровне предприятий, между которыми осуществляется товарно-денежный обмен.
Степень участия государственных органов, конечно, может меняться на протяжении переходного периода. Различными должны быть и формы государственного воздействия, которые по мере продвижения по пути к рынку, очевидно, могут все в большей мере превращаться в "мягкие" инструменты регулирования (амортизационная, кредитная, тарифная политика и т.д.).88
Характер и степень государственного воздействия в активизации структурных преобразований в автомобильной промышленности зависят от адекватности и согласованности намечаемых преобразований с общеэкономической ситуацией и финансовыми возможностями страны. Заметим, что не слишком стоит уповать на скорую широкомасштабную и активную иностранную инвестиционную "интервенцию".
При всем многообразии задач государственного регулирования экономики ключевой является поддержка жизненно важных производств и секторов национального хозяйства, от работы которых зависит выпуск социально важных товаров и нормальная деятельность значительного числа предприятий. В полной мере к такому сектору экономики может быть отнесена автомобильная промышленность, предприятия которой вправе рассчитывать на реальную и масштабную поддержку со стороны государства
Асатрян, Рубен Саркисович