Общие задачи развития бизнес-партнерства

Повышение хозяйственной устойчивости автозаводов определяется не только их внутрихозяйственными усилиями, но и отработкой связей с партнерами. Эффективность самого межфирменного взаимодействия зависит как от рациональности хозяйственного поведения непосредственных участников взаимоотношений, так и от результативности макроэкономических усилий по поддержке бизнес-партнерства. Государство обязано содействовать созданию необходимых условий для восстановления или формирования новых хозяйственных связей, в том числе между странами СНГ, с целью лучшего использования существующих мощностей, инфраструктурного и другого потенциала для производства и эффективной реализации пользующейся спросом продукции.

Несмотря на безусловно важную роль государства в развитии бизнес-партнерства, на горизонтальном уровне (рис. 2) основным принципом формирования хозяйственных связей в рыночных условиях должна быть самоорганизация: автозаводы самостоятельно или при содействии коммерческих посредников определяют, у кого и каким образом приобретать необходимые ресурсы и кому реализовывать выпущенную продукцию (за исключением продукции, приобретаемой для государственных нужд или составляющей исключительную монополию государства). Формы, масштабы и направления взаимодействия (образование финансово-промышленных и торговых групп, развитие предпринимательских сетей, использование возможностей франчайзинга и т.д.) отечественных и зарубежных хозяйствующих субъектов определяются исходя из задач обеспечения экономической устойчивости, проникновения на новые рынки и закрепления в рыночных нишах, максимизации прибыли.

Крупные изменения социально-экономической ситуации в стране обусловили появление принципиально новых явлений в производстве и сбыте продукции, в т.ч. автомобильной техники. На современном этапе193

нельзя не учитывать кардинальное реформирование торгово-промышленной системы России и включенность в нее нескольких тысяч новых хозяйствующих субъектов, действующих в остро конкурентной среде.

Сегодня происходят глубокие преобразования в системе взаимоотношений прав и ответственности на всех уровнях и во всех хозяйственных сферах. Схема, характеризующая действующие виды хозяйствующих субъектов, а также место производственных (в т.ч. автомобильных) структур в реформируемой экономике России с учетом Гражданского Кодекса РФ представлена на рис. 18.

Задачи современного этапа развития нашей экономики диктуют необходимость выбора эффективной модели поведения автомобилестроительных структур, позволяющей им выжить и адаптироваться к условиям переходного периода. Новые организационно-экономические модели предприятий, обусловливают изменения большинства параметров их деятельности. Адекватной современным реалиям должна стать и система отношений автозаводов с хозяйственными партнерами. Должны развиваться и формы установления хозяйственных связей.

Значимость эффективных методов бизнес-партнерства особенно возросла в последние годы. Это объясняется характером нынешнего этапа развития как экономики России, так и мировой экономики в целом. Особенностями сегодняшнего этапа являются: глобализация экономики, доступность рынков, ограниченность ресурсов, внедрение в бизнес новых информационных технологий. Эти факторы предполагают совершенно другой уровень гибкости бизнеса для приспособления к быстрым изменениям.

Расширение интересов национального предпринимательства за границы региональных интересов создает принципиально новый динамический фактор развития экономики. В России переход от прежней организации экономики к рыночным принципам хозяйствования невозможен без создания новых партнерских отношений между субъектами рыночного хозяйства. Новые партнерские отношения не только выступают результатом серьезной структурной трансформации, но и сами являются средст-194

вом рыночных преобразований. Именно поэтому формированию новых хозяйственных связей каждый автозавод должен придавать регулируемый характер. А это, как было показано выше, возможно только при контроле за внешней средой.

СОВОКУПНОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ? ЮРИДИЧЕСКИХ лиц

Коммерческие структуры

На праве оперативного управления (федеральное казенное _______предприятие)__________

Унитарные предприятия

Государственные

Муниципальные

На праве хозяйст-венного ведения

Производственные коо-______перативы______

Хозяйственные

товарищества и

общества

Хозяйственные товарищества

Полные товарищества

Возможные организационно-правовые формы субъектов автомобилестроения, в т.ч. поставщиков комплектующих, звеньев инфраструктуры и автозаводов_________

Некоммерческие структуры

Потребительские кооперативы

Общественные и религиозные организации

Фонды

Учреждения

Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) в т.ч. торгово-промышленные палаты, Союз промышленников и предпринимателей

Хозяйственные общества

Акционерные общества

Товарищества на ве-ре (коммандитные)

Открытые АО

Закрытые АО

Общества с ограниченной ответственностью

Общества с дополнительной ответственностью

Рис. 18. Видовая характеристика действующих в России хозяйствующих субъектов - возможных партнеров автозаводов195

Устойчивое функционирование автозаводов возможно при эффективном использовании внутренних ресурсов, которые обеспечивают саморазвитие. Соответственно, партнерские отношения в бизнесе должны активизировать внутренний потенциал, встроиться в систему конкуренции и получить необходимый эффект от новых принципов межфирменного взаимодействия.

Важной задачей автозаводов в области развития бизнес-партнерства является оптимизация работы с поставщиками комплектующих.

Отечественные автомобильные производства создавались в условиях дефицитной распределительной экономики на принципах собственного изготовления большинства узлов и агрегатов. Крупные комплексы включали заготовительное (литейное, кузнечное), вспомогательные (инструментальное, станкостроительное) и другие виды производств. Кроме того, как мы отметили выше, отечественные автозаводы включали в себя развитую сеть объектов социальной сферы, содержание которых создавало дополнительную финансовую и организационную нагрузку на предприятия.

Подобная структура производства не отвечает принципам организации современных автомобильных заводов в странах с развитой рыночной экономикой. Производственный процесс на этих заводах организован на принципах собственного изготовления лишь некоторых основных агрегатов (иногда включая двигатели), штамповки, сварки и окраски кузова (кузовное производство), сборки автомобилей. Остальные агрегаты, как правило, поставляются самостоятельными производителями на конкурентной основе. Производство отливок, поковок, других заготовок, инструмента и оснастки осуществляется самостоятельными фирмами, обеспечивающими любых потребителей.

Переход к подобной системе в России при реформировании отечественных автомобильных предприятий позволит создать конкурентную среду поставщиков автомобильных компонентов, что может способствовать повышению их технического уровня.196

Как уже отмечалось в предыдущей главе, масштабная программа оптимизации номенклатуры собственного производства реализуется сегодня и в ОАО "Москвич". Ее выполнение дается нелегко, поскольку завод "Москвич" как и все отечественное автомобилестроение в прежние годы развивался при относительно небольшом удельном весе покупных изделий. При освоении новых моделей автозаводу приходилось наращивать свое натуральное хозяйство, осваивая порой производство продукции, совершенно непрофильной для автомобильной промышленности. Производились станки и инструмент, осваивались технологии легкой и химической промышленности. Присутствовало практически все, включая даже строительство.

Сейчас в ОАО "Москвич" определена оптимальная пропорция между собственными и покупными комплектующими. Проводится планомерная работа с тем, чтобы привести в соответствие с ней структуру и номенклатуру своего производства. Это - большое дело, прежде всего с точки зрения уровня издержек, качества и, конечно, конкурентоспособности. Решение этой проблемы в огромной мере зависит от эффективности работы с поставщиками. Характерной сегодня является устойчивая тенденция к дальнейшему снижению доли продукции собственного производства за счет последовательной оптимизации номенклатуры и совершенствования организации производства.

На "Москвиче" разработана конкретная программа по передаче производства ряда изделий на другие предприятия, включая московские. При этом оказывается помощь в монтаже оборудования на новом месте и его пусконаладке. Делается все возможное, чтобы сформировались новые специализированные предприятия-поставщики.

Расчеты, проведенные в ОАО "Москвич", свидетельствуют, что если завод окончательно выйдет из режима натурального хозяйства и перейдет к идеологии, принятой во всем мире, оставив у себя производство крупных и средних штампов, сварку и окраску кузова, сборку автомобиля, организацию сбыта и техническое обслуживание, то предприятие будет стабильно рентабельным. Автозавод избавится от затрат, связанных с деятельностью, которая в условиях рыночной экономики является баластом. По нашему197

мнению, подобного рода натуральное хозяйство обречено еще и потому, что непрофильное производство не создает мотивации для профессионального роста персонала. Представляется, что реформирование отечественных автомобильных комплексов целесообразно проводить путем их разделения на самостоятельные дочерние предприятия (юридические лица) с учетом реального положения и специфики условий существования отдельных видов производств.

В связи с этими задачами на автозаводе "Москвич" активно изучается зарубежный опыт. Коллектив старается перенять самое полезное. Но практическая реализация прогрессивных подходов дается нелегко. Порой тормозящим фактором оказываются не экономические или технические проблемы, а устаревшие представления и стереотипы. Чего стоит одна только критика по поводу сотрудничества с зарубежными фирмами: отдаете работу другим, отнимая ее у своих. Заметим, что подобная критика совершенно не учитывает интересов покупателей, заинтересованных прежде всего в качестве продукции. Есть еще и экономическая целесообразность, которая многое определяет. Если выгодно передать какие-то изделия смежным предприятиям или приобретать за рубежом, так и приходится поступать. В ином случае ОАО "Москвич" вновь может остановиться и ощутить перспективу банкротства, как это было в совсем недавнем прошлом.

Разумеется, партнерство с европейской фирмой курсовые работы по географии в определенной мере ущемляет интересы отечественных предприятий, выпускающих изделия аналогичной номенклатуры. Но что делать, если не только по качеству, но и по издержкам продукция ряда отечественных поставщиков неконкурентоспособна?

Заметим, что несмотря на сложности взаимоотношений с отечественными поставщиками ОАО "Москвич" развивает и это направление межфирменного взаимодействия. Сегодня у завода около 1200 предприятий-партнеров в России.198

К числу его крупных партнеров относятся: Любучанский завод, АО "Тадем", Московский радиотехнический завод, Рязанский завод автомобильных агрегатов, Гродненский завод амортизаторов и др.

Вместе с тем, практика взаимодействия с отечественными предприятиями характеризуется для ОАО "Москвич" и некоторым горьким опытом. Желая снизить себестоимость продукции, уделяя постоянное внимание вопросам качества, завод ведет поиск все новых поставщиков, чтобы уйти от монополизма, создает альтернативную сеть поставщиков. Но процесс этот протекает весьма болезненно, поскольку часто приходится сталкиваться с отсутствием культуры хозяйствования в условиях рыночной экономики. К тому же монополисты-поставщики уделяют мало внимания качеству. В результате ОАО "Москвич" вынужден был до недавнего времени содержать 160 специалистов на входном контроле, осуществлять контроль буквально каждой детали. Получается, что завод вынужден не только оплачивать продукцию, но и контролировать ее качество.

Особую значимость имеет приобретение у поставщиков машинокомплектов с оплатой в соответствии с количеством выпущенных автомобилей. Поставщики же предпочитают посылать свою продукцию валом, а потом начинаются долгие разбирательства между диспетчерскими службами заводов. В то время, как в условиях рыночной экономики, автомобильное предприятие должно получать от поставщика все в строгом количественном и качественном соответствии с планом производства, рассчитываться по мере производства автомобилей и окончательно завершать расчеты после продажи автомобилей, так как реализация автомобилей сигнализирует поставщикам, что их детали в составе автомобиля тоже проданы конечному потребителю.

Будучи предприятием, в технологической цепочке с которым взаимодействует более тысячи отечественных поставщиков, ОАО "Москвич" является индикатором состояния нашей промышленности. Столь обширная номенклатура позволяет судить, конечно, в миниатюре, насколько ритмично работает народнохозяйственный комплекс.199

На наш взгляд, везде - в государстве, отрасли, на предприятии должна быть четкая иерархия. В конечном счете иерархия должна существовать и в отношениях между смежниками. В системе хозяйственных связей на вершине должен стоять производитель конечной продукции. Над ним может быть только один уровень - потребитель. А ниже - его поставщики.

Именно по этой, строго иерархической схеме, строят отношения зарубежные производители, что находит наглядное отражение в практике денежных расчетов. Они базируются на том, что каждый поставщик автомобильной фирмы должен быть озабочен успешной реализацией автомобиля, поскольку при этом продается и его изделие. Поэтому в развитых странах поставщики и не подумают требовать предоплату, ибо она стала бы полным игнорированием иерархической пирамиды. По устоявшейся практике они получают 30 % стоимости комплектующих, когда поставленная продукция пересекла границу автозавода. Следующие 30 % поступят к ним через две недели, когда комплектующие изделия уже будут установлены на автомобиль. А последние 40 % получат через два месяца, когда, как предполагается, автомобиль уже будет реализован.

Насколько же далека наша практика от зарубежной! От автозаводов непременно требуют предоплату. То есть поставщики комплектующих не хотят разделять ответственность за конечный результат, по сути, общего дела. Ведомственная разобщенность, присущая экономике прежних лет, продолжает сказываться и поныне.

Особенностью работы с поставщиками, характерной для коммерческих служб многих предприятий, является то, что они до сих пор сохранили стиль работы, присущий экономике социализма. Договорные отношения с отечественными поставщиками комплектующих и сегодня заключаются в традициях тех лет.

В то же время в работе с зарубежными поставщиками идет "игра" по правилам и нормам зарубежного партнера. Причем эти правила касаются всех аспектов контракта, заключаемого между отечественным и зарубежным партнером. То есть, непременно оговариваются и очень жестко такие аспекты, как: условия финансирования; сроки поставок; гарантайные обязательства;200

штрафные санкции; вопросы третейского судьи; форс-мажорные обстоятельства и т.д.

Необходимо отметить, что хотя значительная часть перечисленных требований оговаривается и в договорах между отечественными партнерами, но далеко не всегда они носят обязательный характер, а такие условия, как форс-мажорные обстоятельства, зачастую и не упоминаются.

Надо также отметить, что зарубежные партнеры, как правило, очень скрупулезно выполняют принятые обязательства и четко следуют букве контракта. В то время, как в практике договорных отношений между отечественными партнерами до сих пор используется такой странный инструмент, как "протокол разногласий", прилагаемый к договору. В нем каждая сторона выражает свое отношение по тем вопросам, где не достигнута договоренность. Очень удивительно, что при наличии этих разногласий договор подписывается и, как это ни странно, работает.

Таким образом, используемые формы договоров с отечественными поставщиками существенно отличаются от контрактов с зарубежными партнерами. Главное же, разумеется, не в расхождениях по форме документации, а в отличиях по уровню ответственности при выполнении своих обязательств.

Анализ результатов работы с поставщиками, выполненный в ОАО "Москвич", а также требования ужесточения хозяйственной дисциплины на фоне дефицита оборотных средств вынудили "Москвич" пересмотреть свою систему взаимоотношений с партнерами в направлении принятия единой идеологии и единой формы документооборота без проведения различий при оформлении всех договорно-контрактных отношений независимо от национальной принадлежности партнера.

Надо особо отметить, что несмотря на многочисленные нападки в средствах массовой информации, ОАО "Москвич" еще в 1997 г., идя на широкое сотрудничество с зарубежными партнерами, предельно четко взял на вооружение идеологию зарубежных автомобилестроителей в отношении поставщиков. Вкратце эту идеологию можно выразить одной фразой: "Нам нужен тот партнер, у которого приемлемое качество, приемлемая цена и высокая дисциплина поставок и нас совершенно не интересует национальная принадлежность этого поставщика".201

При выборе поставщиков изначальным и необходимым условием их сравнительного рассмотрения является примерное равенство цен на поставляемые изделия. Затем Департаментом коммерческих служб ОАО "Москвич" проводится гораздо более углубленный комплексный анализ возможностей потенциальных поставщиков. Итогом подобного анализа является, как правило, выбор в пользу зарубежных поставщиков. Мы сожалеем об этом, но вынуждены отдавать предпочтения зарубежным партнерам по целому ряду причин. К основным из них относится высокое качество поставляемых изделий и постоянная работа поставщика над снижением себестоимости своей продукции. Последнее обстоятельство позволяет покупателю (автозаводу) в конце года ставить вопрос о 3-5 % снижении стоимости приобретаемых изделий на следующий год. Даже, если не происходит снижения цен, то при той же стоимости обеспечиваются поставки более совершенных изделий.

Кроме того зарубежному поставщику и в голову не придет поставить перед покупателем такое условие, как "самовывоз" продукции. У отечественных же поставщиков подобный подход вполне возможен, что вызвано, к сожалению, недостаточной культурой взаимодействия с покупателем, а также осознанием себя монополистом - производителем данного изделия.

Необходимо отметить и такое очень важное преимущество взаимодействия с зарубежным партнером, как абсолютная уверенность в том, что он проводит большой комплекс НИОКР и при этом тратит немалые средства на развитие и совершенствование не только своей продукции, но и собственного производства. Сегодня за рубежом становится уже практически постоянным "вторжение" специализированных фирм-производителей комплектующих в область фундаментальных исследований. При этом значительная часть работ в этих случаях выполняется с привлечением университетов и других высококвалифицированных научных коллективов.

Характеризуя целесообразность взаимодействия с зарубежными поставщиками и отвечая на критику этих усилий нужно отметить и то обстоятельство, что подобное сотрудничество в ряде случаев необходимо уже потому, что многое из приобретаемого за рубежом в России просто не произ-202

водится. Это, например, металлизированные краски, климатические устройства (кондиционеры) для легковых автомобилей, гидроусилители рулей и т.д.

Комплекс сложностей во взаимоотношениях с отечественными партнерами-поставщиками определяет необходимость расширения сотрудничества с иностранными фирмами-производителями комплектующих.

Более подробно на организационно-экономических аспектах взаимодействия с зарубежными партнерами мы остановимся ниже. Здесь же отметим лишь то обстоятельство, что зарубежные комплектующие, даже с учетом таможенной пошлины, зачастую стоят дешевле или в крайнем случае столько же, сколько отечественная продукция. И это при несопоставимом качестве. Еще совсем свежи примеры негативного сотрудничества ОАО "Москвич" с отечественными предприятиями. Например, когда в конце 1996 г. завод выпустил первые 580 машин-такси с уфимским двигателем, то все их пришлось перебирать. Плохо показали себя и отечественные сцепления. Вакуумные усилители Кинешемского завода тоже были не на уровне, об амортизаторах и говорить не приходится. Недоработки поставщиков сильно ухудшали репутацию ОАО "Москвич" и во многом предопределили саму временную остановку завода. Справедливости ради нужно отметить, что продукция указанных заводов в последнее время приобрела устойчивую тенденцию повышения качества. На уфимском заводе мы это связываем со сменой первого руководителя.

Учитывая нестабильность сегодняшнего переходного периода и специфику функционирующих сейчас организаций переходного типа, поиск надежных хозяйственных партнеров сегодня является серьезнейшей проблемой.

По нашему мнению, курсовые работы по геодезии выбору партнера должен предшествовать анализ следующих аспектов: сегмент рынка, занимаемый потенциальным партнером; состояние его материально-технической базы; уровень специализации фирмы и квалификации персонала; отношение к качеству своей продукции и собственному имиджу (торговой марке); длительность осуществления интересующих хозяйственных операций (выпуска комплектующих) с уче-203

том ретроспективных отзывов потребителей; финансовое положение (размер уставного фонда, платежеспособность, источники финансирования и зависимость от кредитных ресурсов); принципы рыночного поведения и деловой этики (характеристика собственников); уровень сотрудничества с конкурирующими предприятиями.

В качестве диагностики возможностей и ответственности партнеров целесообразно тестирование методом заключения краткосрочных соглашений. Вместе с тем достаточно рискованно ограничивать выбор излишне узким кругом партнеров.

В целях повышения эффективности работы с поставщиками путем строгой регламентации требования к ним на заводе "Москвич" под руководством и при непосредственном участии автора был разработан и внедрен в практику стандарт предприятия "Порядок взаимоотношений ОАО "Москвич" с поставщиками" (СТП 37.201.9015-99). Данный стандарт устанавливает порядок и общие требования оценки предприятий и качества продукции поставщиков (фактических или потенциальных) материалов, комплектующих изделий и другой покупной продукции, используемой в производстве автомобилей ОАО "Москвич". Регламентируя правила и методы, а также этапы и содержание процессов оценки поставщиков стандарт обеспечивает четкость в работе исполнителей, участвующих в этих процессах. Данный стандарт разработан на основе положений международных стандартов ИСО серии 9000 и с использованием опыта ведущих зарубежных фирм. Он подготовлен с учетом анализа современной хозяйственной практики и нацелен на устранение отмеченных выше недостатков в области бизнес-партнерства. По нашему мнению, использование подобного стандарта, методологические основы которого проработаны в ОАО "Москвич", может быть весьма полезным и для других автозаводов.

Принципиальными положениями работы с поставщиками, которые закреплены в указанном стандарте являются следующие. Политика производственных и коммерческих служб ОАО "Москвич" должна быть направлена в переходной экономике на расширение числа предприятий-поставщиков конкретного изделия на основе создания конкуренции по204

всем параметрам, характеризующим изделие. В зависимости от затрат и других факторов сеть альтернативных предприятий-поставщиков должна развиваться. Политика закупок должна предусматривать обязательное сохранение, как минимум, двух предприятий-поставщиков, при этом с учетом приемлемой разницы цен закупки продукции должны производиться как у одного, так и у другого поставщика. Причем объем закупок у поставщика, имеющего более низкую цену (при сопоставимом качестве), должен быть в пределах 80 % от потребляемого объема и около 20 % должно быть у поставщика, цена у которого выше.

Согласно стандарту оценку предприятия-поставщика и поставляемой им продукции осуществляет заводская комиссия, назначаемая генеральным директором ОАО "Москвич". Оценка производится перед заключением договора (контракта) на поставку продукции, а также по результатам контроля и использования поставляемой продукции в процессе производства автомобилей, выпускаемых ОАО "Москвич".

Информация о качестве поставляемой продукции должна собираться и обобщаться службой качества. Источниками такой информации являются результаты контрольных испытаний готовой продукции, сведения о дефектах, несоответствиях и отказах поставляемой продукции, выявляемые в процессе производства автомобилей, а также в процессе их предпродажной подготовки. Вся информация о качестве поставляемой продукции по каждому изделию в отдельности должна отражаться в специальной "Карте оценки предприятия-поставщика", на основании которой выводится балльная оценка качества конкретного изделия:

- 5 баллов - отсутствие замечаний;

- 4 балла - замечания носят единичный (не эпизодический) характер;

- 3 балла - количество дефектных изделий не превышает 1 % от объема поставки;

- 2 балла - количество дефектных изделий более 1 % от объема поставки.205

В соответствии с разработанным стандартом процедура проверки предприятия-поставщика и поставляемой им продукции должна включать в себя:

а) проверку финансовой стабильности предприятия-поставщика;

б) проверку совокупности технологий, применяемых при производстве поставляемых изделий и обеспечивающих стабильно высокое качество в условиях массового производства;

в) проверку процесса производства поставляемых изделий;

г) проверку действующей на предприятии-поставщике документации;

д) оценку состояния оборудования и оснастки, применяемых при изготовлении поставляемых изделий;

е) проверку достаточности и объективности контроля поставляемых изделий;

ж) гарантии поставщика и его ответственность за качество поставляемых изделий;

з) оценку условий труда и культуры производства.

По окончании обследования производится общая оценка предприятия-поставщика и системы обеспечения качества продукции.

Характеризуя требования, предъявляемые стандартом к предприятиям-поставщикам ОАО "Москвич", нужно подчеркнуть, что качество поставляемой продукции должно отвечать современному уровню, а именно -мировым требованиям. Поставляемая продукция должна быть сертифицирована.

Коммерческое предложение, сделанное предприятием-поставщиком по цене, должно отвечать следующим условиям:

- цена поставляемой продукции должна определяться на основе расчета прямых затрат на единицу изделия (т.е. в цену должны быть включены соответствующие затраты, связанные с производством данного изделия, то есть заработная плата основных и вспомогательных рабочих, амортизационные отчисления, затраты на все виды энергии и т.д.);

- уровень рентабельности должен быть начислен от 5 % до 8 %.206

Согласно стандарту покупатель имеет право требовать от предприятия-поставщика при необходимости дать характеристики конкурентоспособности аналогичной продукции, поставляемой другим потребителям, а также делать комплексную оценку по культуре производства поставщика в целом, по уровню современных технических разработок, наличию экспортной продукции, уровню технологий, квалификации персонала, уровню транспортных технологий как внутри предприятия-поставщика, так и вне его.

Предприятие-поставщик обязано обеспечить двух-трехмесячное кредитование ОАО "Москвич" в виде получения оплаты за поставленную продукцию после продажи автомобилей. Поставщик должен считать себя участником производства автомобиля, т.к. только через реализацию автомобиля он может рассчитывать на возвратность понесенных им затрат. Таким образом, поставщик должен способствовать росту объема продаж автомобилей, для чего ему необходимо:

а) обеспечивать стабильность качества поставляемых изделий и совершенствование конструкции изделий, их высокую конкурентоспособность;

б) планомерно осуществлять работы по снижению себестоимости поставляемых изделий;

в) принимать участие в затратах на рекламу конечного продукта.

Поставка продукции должна осуществляться предприятием-поставщиком по принципу "машинокомплектами", в зависимости от расстояния до ОАО "Москвич". Транспортные технологии отгрузки продукции, поставляемой предприятием-поставщиком, и тара (в части упаковки поставляемых деталей) должны соответствовать транспортным технологиям ОАО "Москвич" и требованиям технологического процесса производства автомобиля.

Поставляемая предприятием-поставщиком продукция в соответствии с объемами производства ОАО "Москвич" должна поставляться согласно принципу "точно в срок", при этом норма задела поставляемых деталей может достигать максимум суточного объема. В связи с несвоевременной207

поставкой или поставкой недоброкачественной продукции к предприятию-поставщику должны применяться соответствующие штрафные санкции.

Состав комиссии по оценке предполагаемого (или действующего) предприятия-поставщика и поставляемой им продукции формируется из специалистов ОАО "Москвич". Председателем комиссии (в общем случае) является генеральный директор ОАО "Москвич". В состав комиссии должны быть включены представители всех заинтересованных служб и подразделений, работающих с предприятиями-поставщиками, и поставляемой ими продукцией, в том числе в обязательном порядке:

а) представители Департамента коммерческих служб;

б) представители Департамента экономики и бухгалтерского учета;

в) представители соответствующего производства, в котором используется поставляемая продукция, в том числе главный инженер производства;

г) представители научно-технического центра.

При необходимости в состав комиссии на договорной основе могут включаться соответствующие специалисты сторонних предприятий и организаций за исключением специалистов проверяемого предприятия.

В качестве ключевого элемента рассматриваемого стандарта отметим четко регламентированный порядок проверки предприятия-поставщика. В соответствии с ним после выбора потенциального предприятия-поставщика Департамент коммерческих служб направляет официальный запрос на предприятие-поставщик:

- о возможности размещения заказа на изготовление и поставку материалов, комплектующих изделий;

- о номенклатуре выпускаемой продукции за последние два года;

- о согласии на проверку предприятия-поставщика и системы обеспечения качества.

Для обеспечения возможности проведения проверки между ОАО "Москвич" и предприятием-поставщиком должно быть заключено соответствующее соглашение о проведении проверки. Форма соглашения о проведении проверки также регламентируется стандартом.208

В каждом конкретном случае комиссия составляет план проверки предприятия-поставщика и выпускаемой им продукции. При этом оценка предполагаемого предприятия-поставщика проводится по специально разработанной в стандарте "Методике подсчета рейтинга предприятия-поставщика". По результатам анализа комиссия принимает окончательное решение о целесообразности или нецелесообразности заключения договора (контракта) на поставку материалов или комплектующих с данным предприятием-поставщиком .

По нашему мнению, переход к подобным формам работы с поставщиками, независимо от их национальной принадлежности, повысит эффективность бизнес-партнерства.

Полный текст рассмотренного стандарта, включая карту оценки предприятия-поставщика, форму соглашения о проведении проверки и подробную балльную методику подсчета рейтинга предприятия-поставщика представлен в приложении 15.

Асатрян, Рубен Саркисович