Зарубежный опыт функционирования рынка картофеля и возможности его использования

Физическая и экономическая доступность картофеля, как одного из основных традиционных и массовых продуктов питания для большинства108

населения страны, должна постоянно находиться под вниманием государства и регулироваться им преимущественно экономическими методами. Поэтому рынок картофеля не может эффективно выполнять свою экономическую и социальную функции без вмешательства и поддержки со стороны государства.

В условиях становления развитого отечественного рынка картофеля актуальным является изучение опыта его функционирования прежде всего с точки зрения государственного регулирования в странах с высокоразвитым и картофелеводством и рынком картофеля. Это, во-первых, в определенной мере поможет избежать отдельных ошибок и просчетов в формировании развитого российского рынка картофеля, а, во-вторых, будет способствовать более быстрому решению множества проблем с учетом специфики ведения отрасли картофелеводства, особенностей развития отечественного продовольственного рынка, питания населения и его отдельных групп. В этой связи следует-отметить, что многолетний опыт экономически развитых стран Северной Америки и Западной Европы показывает, что проблему надежного обеспечения населения продовольствием можно успешно решить только при активном участии государства путем:

поддержки доходов сельских товаропроизводителей через прямые и косвенные платежи из бюджета;

ценового вмешательства за счет поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установления квот на производство отдельных ее видов, регулирования тарифов и принятия ряда мер по ограничению, либо поощрению экспорта и импорта продукции АПК;

компенсации значительной части производственных издержек на производство сельскохозяйственной продукции;109

осуществления разного рода целевых программ по развитию сельскохозяйственного производства и отдельных его отраслей и видов деятельности;

развития рыночной и непроизводственной инфраструктуры за счет участия государства в электрификации и газификации сельской местности, строительства дорожной сети, развития средств связи и др.;

обеспечения мер безопасности производства и потребления продовольствия.

Наибольший опыт государственного воздействия на аграрный сектор экономики имеют США, где система государственного регулирования охватывает практически все виды деятельности американских фермеров, а также те из них, которые напрямую не связаны с развитием сельского хозяйства. Средства, направляемые из федерального бюджета США непосредственно на его развитие и проходящие через Министерство сельского хозяйства^ занимают. 80% от. общего объема государственных ресурсов. При этом по мере увеличения финансовых возможностей росли бюджетные ассигнования на сельское хозяйство, максимальный объем которых пришелся на 1986 г. - 58,7 млрд.долл., поскольку начиная с этого года их размер неуклонно сокращался и в 1990 г. составил 42,4 млрд. долл., что связано прежде всего с более благоприятной экономической конъюнктурой для развития сельского хозяйства.

Использование бюджетных средств осуществляется через Товарно-кредитную корпорацию (ТКК), Службу внедрения, Ассоциацию по делам фермеров, другие государственные и кооперативные организации, осуществляющие закупки продукции, кредитование фермеров, а также через местные органы самоуправления. В 80-е годы 80-90% от израсходованных средств были направлены на поддержку цен и доходов, субсидирование потребления продовольствия.по

В американском сельском хозяйстве в течение десятилетий функционируют два вида "цен поддержки" - целевые и залоговые (залоговые ставки). Целевые цены применяются только для расчетных операций и распространяются на наиболее важные виды сельскохозяйственной продукции. Они предназначены для возмещения затрат с учетом средней нормы прибыли на фермерский капитал, расчетную земельную ренту и получение определенного дохода сверх средней нормы прибыли. Целевые цены должны гарантировать доход, достаточный для самофинансирования расширенного воспроизводства на фермах со средним и пониженным уровнями затрат. В течение года фермеры реализуют свою продукцию по рыночным ценам, но по итогам года в случае, если рыночная цена ниже целевой, государство выплачивает им разницу.

Если целевая цена применяется при расчетах за готовую продукцию, то залоговая выступает как кредит под залог будущего урожая и пред-- ставляет собой нижний -предел гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Кредиты, представляемые Товарно-кредитной корпорацией под залог будущего урожая, выступают в качестве оборотных средств и являются краткосрочными. Процент, под который они выдаются, ниже, чем по коммерческим краткосрочным кредитам. Фермер, взявший кредит по залоговым ставкам, должен либо погасить его (с процентами) и затем самостоятельно распорядиться собственной продукцией, либо не оплачивать кредит и оставить свою продукцию в собственности ТКК.

В начале 90-х годов на стабилизацию доходов фермеров и поддержку малоимущего населения расходовалось 60% средств бюджета Министерства сельского хозяйства. Из них 12% приходилось на статьи "Страхование урожая" и "Сельскохозяйственный кредит". Остальные средства расходовались на подпрограмму "Поддержка цен и доходов". В соответст-ш

вии с сельскохозяйственным законом 1996 г. эти расходы претерпели изменения. Страхование от стихийных бедствий государство передало частным компаниям, объем средств на льготное кредитование и количество видов кредитов был также значительно сокращен.

Платежи, предусмотренные подпрограммой "Поддержка цен и доходов" проходят через Товарно-кредитную корпорацию и подразделяются на прямые и косвенные. К первым относятся компенсационные выплаты, которые доплачиваются фермерам в случае, если рыночные цены падают ниже уровня целевой цены, а также платежи за ущерб от стихийных бедствий, сокращение посевных площадей. К косвенным платежам относятся залоговые ставки при сдаче продукции в залог ТКК. В целях оказания помощи малоимущему населению она периодически раздает бесплатно те виды продовольствия, которые на данный момент не нашли коммерческого сбыта.

Государство поддерживает производство различных видов продукции, но на разном уровне и разными способами. Например, в 80-е годы наибольший объем средств - до 60% направлялся на поддержку производства зерна. При этом объем субсидий был тем больше, чем выше стоимость товарной продукции, реализуемой фермой. Кроме того, выплаты различным корпоративным объединениям были выше, чем в расчете на индивидуальную ферму.

Многолетний опыт ценовой поддержки фермерских хозяйств в экономически развитых странах показал, что рост государственных субсидий на эти цели не сопровождается таким же повышением эффективности сельскохозяйственного производства. Поэтому переход на модель аграрных цен, при которой базисными являются мировые цены, вызвал необходимость привлечения значительных бюджетных ассигнований на поддержку внутренних цен. Однако невозможность далее наращивать аграр-112

ные субсидии даже в экономически развитых странах привела почти повсеместно к необходимости пересмотра основополагающих принципов аграрной политики во многих из них. Так, в США ключевым моментом последнего сельскохозяйственного закона является поворот государства к повышению эффективности и конкурентоспособности продукции американских фермерских хозяйств на мировом рынке. В соответствии с этим подходом фермерам представляется относительно большая свобода в принятии производственных решений, снимаются ранее существовавшие ограничения по использованию посевных площадей.

Экономические взаимоотношения государства с фермерами строятся на основе гибкого контрактного механизма поддержки товаропроизводителей. При этом выплаты фермерам не зависят от цен рынка, а осуществляются после заключения контракта в виде оговоренной в нем фиксированной суммы. Фиксированные выплаты осуществляются в течение всех - 7 лет действия нового Закона в размере до 49 тыс. долл. на одного товаропроизводителя, а при наличии нескольких участков земли в разных местах - до 80 тыс.долл. В целом сельскохозяйственный закон 1996 г. по-прежнему подтверждает обязательность государственной поддержки аграрного сектора, хотя и несколько перераспределяет ее акценты.

В отличие от США политика государственного протекционизма аграрному сектору в странах Западной Европы получила свое развитие уже в послевоенный период и имеет некоторые различия. Первоначально его поддержка на государственном уровне была осуществлена как мера борьбы с американской экспансией на продовольственном рынке. Хотя американские сельскохозяйственные продукты по своим качественным параметрам хуже, чем европейские, но из-за сравнительно низкой себестоимости они более конкурентоспособны. Поэтому справиться с конкуренцией европейские фермеры могли только с помощью крупномасштабной фи-113

нансовой поддержки государства. Ее реализацией в странах Европейского Союза занимается Единый фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ЕФОГ). В 70-80-е годы ассигнования на поддержку аграрного I Лектора достигали 65-75% общего бюджета стран ЕС. Как и в США, практика показала, что расходы на АПК оказались слишком непосильны для стран Европейского Союза. Поэтому к концу 80-х годов их аграрная политика также начала меняться в сторону сокращения государственных субсидий. Уже в 1990 г. объем средств, выделяемых для ЕФОГ, снизился до 56,7% от всего бюджета стран ЕС.

ЕФОГ состоит из двух секций: гарантирования, куда направляются 96-98% всех средств, и ориентации. Секция гарантирования занимается субсидированием экспорта, поддержкой внутренних цен, прямым субсидированием фермерских доходов, финансированием компенсационных платежей. Из секции ориентации средства направляются на осуществление -структурной политики. Кроме этих основных направлений, средства поддержки АПК проходят по другим статьям бюджета отдельной страны. Однако в отличие от США большая часть средств в бюджете стран ЕС направляется на стимулирование экспорта сельскохозяйственной продукции и компенсацию разницы между более низкими мировыми и внутренними высокими ценами стран Европейского Союза. Экспортные субсидии занимают около 40% средств секции гарантирования и их объем постоянно возрастает.

Второе направление расходов секции гарантирования - это закупки и хранение продукции АПК, компенсации к ценам при сбыте ее закупочными организациями и имеет двойную цель - гарантирование фермерских доходов и консервация излишков продукции.

В странах ЕС несколько иной подход к установлению цен на сельскохозяйственную бизнес идеи для села продукцию. Так, применение целевых (или ориентиро-114

ванных) цен должно гарантировать получение доходов средним и крупным фермерам. Пороговые цены устанавливаются на импортную продукцию, если она оказывается дешевле произведенной собственными товаропроизводителями. Этот вид цен служит для определения размера таможенной ввозной пошлины с таким условием, чтобы импортная продукция не имела ценовых преимуществ перед отечественной. Цены вмешательства - цены, по которым продукцию фермеров скупают государственные закупочные организации. Они выполняют функцию минимально допустимых цен.

Для ограничения расходов на поддержку цен установлены квоты на производство различных видов продукции и в качестве штрафных санкций - снижение закупочных цен при превышении квоты. Несмотря на единую аграрную политику, страны ЕС по разному участвуют в ее реализации и по объему вкладываемых средств, и направлениям различных целевых программ. Однако в перспективе, лми предусмотрен переход к большей свободе рыночных механизмов, снижению уровня государственной поддержки цен и доходов фермеров. С этой целью был принят пакет так называемых стабилизационных мер по выходу из кризиса, вызванного перепроизводством продукции АПК. Действие стабилизаторов для ограничения производства отдельных видов продукции отличается от действия квот тем, что они устанавливаются на производство определенных видов продукции в рамках не отдельно взятой страны, а всего Европейского Союза. Оно нацелено на снижение цен или сокращение субсидий в тех случаях, когда производство какого-либо вида сельскохозяйственной продукции превысило максимально допустимый гарантированный объем. Недостатком этой системы явилась ее необязательность для отдельных товаропроизводителей, каждый из которых мог увеличивать производство, надеясь на то, что другие его сократят.ш

Одним из важнейших инструментов, с помощью которых страны ЕС обеспечили защиту своего внутреннего продовольственного рынка от конкуренции более дешевого продовольствия из США, Канады, Австралии и других крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, является регулирование внешнеторговой деятельности в пользу отечественных товаропроизводителей. В качестве основных средств для ограничения поступления более дешевых импортных продуктов питания и сырья для их производства в странах ЕС применяют таможенные пошлины и компенсационные сборы. В то же время для поощрения экспорта собственной продукции выделяются экспортные субсидии.

Компенсационные сборы устанавливаются на ввоз продовольственных товаров, самообеспеченность которыми достигла 100%. Таможенные пошлины действуют в тех случаях, когда импорт не вызывает конкур гн-ции на внутреннем рынке. Система импортных компенсационных сборов является более гибкой и эффективной, чем система таможенных пошлин. Их уровень повышается при понижении мировых цен, и наоборот, снижается при росте. Уровень компенсационного сбора может меняться ежегодно и достигать 50% стоимости импортируемой в страны ЕС сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Компенсационные сборы призваны постепенно заменить таможенные пошлины.

Наряду с мерами по ограничению импорта, в странах ЕС применяется система субсидирования экспорта, благодаря которой они превратились в крупнейшего нетто-экспортера продовольствия, несмотря на то, что их внутренние цены выше, чем мировые. Из-за разницы между ними экспортные субсидии намного превышают уровень мировых цен. Размеры субсидий определяются также наличием запасов сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В случае их резкого увеличения размеры116

субсидий возрастают, при сокращении запасов субсидирование может быть полностью прекращено.

Кроме перечисленных мер протекционизма по отношению к собст-: с -венным товаропроизводителям в части применения компенсационных сборов, таможенных пошлин, экспортных субсидий, действующих постоянно, в странах ЕС разработана система мер, применяемых эпизодически при возникновении чрезвычайных обстоятельств. К ним относятся эмбарго, экспортный налог и импортные субсидии, которые применяются в тех случаях, когда по каким-либо причинам происходит резкое сокращение собственных запасов продовольствия.

В качестве дополнительного средства регулирования внешнеторговых операций служит введение экспортно-импортных лицензий, контролирующих ввоз и вывоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в зависимости от положения на рынках отдельных стран ЕС. - При этом регулирование внешней торговли является одним из важнейших условий поддержки собственных сельских товаропроизводителей, их защиты от более конкурентоспособной импортной продукции АПК, разрушительного действия колебаний цен мирового рынка. Наряду с защитой собственного рынка страны ЕС предпринимают активное наступление на мировом рынке в качестве экспортера отдельных видов продовольствия и сырья для его производства, расходуя огромные средства на реализацию- собственной продукции АПК на рынках других стран, тем самым подавляя внешних конкурентов. Это относится и к отрасли картофелеводства, продукцию которой они экспортируют во многие страны мира.

В последние годы в зарубежных странах с высокоразвитым картофелеводством особое внимание уделяется прежде всего системе реализации картофеля, основной целью всех звеньев которой (оптовой, розничной) является по возможности более быстрое доведение картофеля от117

производителей до его потребителей и осуществление регулирования рыночных цен в рамках существующих в той или иной стране мероприятий по устойчивому функционированию рынка картофеля. Концентрация посевных площадей и уменьшение количества производителей картофеля в сочетании с развитием картофелеперерабатывающей промышленности оказали решающее воздействие на систему сбыта, для которой стал характерен процесс ослабления позиций розничной торговли при усилении роли крупных торговых фирм. В связи с этим, например, во многих странах Европейского Союза в реализации картофеля стали иметь огромное значение оптовые рынки, на которых закупают картофель специализированные магазины, столовые, рестораны, а также другие потребители.

К наиболее эффективной форме организации оптовой торговли картофелем относятся аукционы. Так, во Франции через них реализуются более 90% производимого фермерами картофеля. Аукционы проводятся - фермерскими организациями,-,С фермеров, участвующих в аукционе, взимается налог в размере 3,5% от стоимости реализации картофеля ( 28, с. 23). При этом в задачи аукциона входят:

организация строго регламентированной распродажи картофеля, который заранее формируется в сравнительно однородные по качеству товарные партии на упаковочных пунктах, принадлежащих фермерской организации;

установление минимального уровня цены, который определяется по первым десяти партиям проданного картофеля;

выплата фермерам компенсаций за нереализованный в течение двух дней картофель, который по истечении этого времени может быть направлен организаторами аукциона на переработку, корм скоту, в благотворительные организации или даже уничтожен;118

разработка необходимых требований к качеству поставляемого картофеля и осуществление контроля за ним, а также предоставление разного рода услуг покупателям картофеля;

публикация рыночной информации о партиях картофеля, поступающих на аукцион.

Такой аукцион обеспечивает фермерам, производящим картофель, относительно быстрый гарантированный его сбыт и вполне приемлемый уровень цен для потребителей картофеля. Производители товарного картофеля, не участвующие в аукционах, реализуют его через свой кооператив. Такая система сбыта картофеля для фермеров более удобна, но уровень цен реализации клубней ниже, чем на аукционах.

В Великобритании фермеры, выращивающие картофель, в зависимости от объема его производства используют различные каналы сбыта. Они реализуют картофель через дилеров, сбытовые кооперативы, фермер--ские,магазины, а также.непосредственно перерабатывающим предприятиям, супермаркетам. Законодательно установлено, что при реализации картофеля через дилера он обязан иметь лицензию и принимать его лишь у фермеров - членов Совета, сообщая необходимые данные об объемах реализации картофеля. При этом две трети мелких картофелепроизводящих хозяйств (до 10 га посадок картофеля) продают картофель дилерам, по 10% объема клубней фермеры реализуют через сбытовые кооперативы и фермерские магазины, 12% - по прямым связям супермаркетам. Средние картофелепроизводящие хозяйства (от 10 до 50 га) половину своего урожая сбывают через дилеров, 20% - перерабатывающим фирмам по контрактам, 15% - сбытовым кооперативам, 4% - супермаркетам и около 1% клубней продают через фермерские магазины. Крупные фермерские хозяйства (свыше 50 га посадок картофеля) одну треть своего урожая продают оптовым торговцам, 15% - перерабатывающим фирмам, 27% - реали-119

зуют через сбытовые кооперативы, 14% - через супермаркеты, 11% - через свои магазины. Из общего объема картофеля, реализуемого мелкими и средними картофелепроизводящими хозяйствами, 80-90% поступает в торговлю для продажи в свежем виде. Более крупные хозяйства около 10% клубней реализуют перерабатывающим фирмам ( 28, с. 24 ).

В ФРГ в зависимости от зон выращивания картофеля преобладает определенная форма его сбыта. Так, в картофелеводческих зонах, удаленных от потребителей, картофель реализуется в основном через сбытовые кооперативы. По прямым связям реализуется всего лишь 4-7% объема товарного картофеля. Однако в последние годы доля прямой продажи картофеля возрастает, что связано с переходом многих фермерских хозяйств на выращивание экологически чистой продукции. Для них эта форма реализации картофеля обеспечивает увеличение выручки, снижение издержек на транспортировку, а для потребителей - экономию средств, потреб--ление высококачественной продукции отрасли, картофелеводства. Причем две трети объема картофеля реализуется осенью, поскольку кооперативы, торговые и перерабатывающие предприятия располагают относительно развитой сетью современных картофелехранилищ.

В Голландии решение вопроса производства, хранения, переработки и реализации картофеля находится в ведении Торгового совета по картофелю, который является составной частью Центрального совета по сельскохозяйственной продукции, функционирующего за счет отчислений производителей, торгующих и перерабатывающих предприятий.

В Италии, несмотря на наличие множества мелких торговых организаций, бизнес идеи для сельской местности все большее значение получают распространение крупные торговые компании и предприятия перерабатывающей промышленности. В связи с этим возрастает роль Ассоциации производителей картофеля, которая разрабатывает программы производства и сбыта клубней, заключает сдел-120

ки и контракты по хранению и поставкам их на рынок, участвует в создании кооперативов по совместному хранению и сбыту картофеля.

В странах Европейского Союза цены на картофель зависят от конкретных условий его производства, урожайности, спроса и предложения^ сбыта картофеля и системы мер по регулированию рынка картофеля. Как правило, цены на сорта раннего картофеля в 3-5 раз выше, чем на сорта позднего продовольственного картофеля и зависят от конкретного сорта и района доставки продукции отрасли картофелеводства до потребителя.

С устранением торговых барьеров в системе сбыта картофеля произошло усиление концентрации торговых фирм, повышение удельного веса экологически чистой продукции, увеличение инвестиций в перерабатывающую промышленность и экспорта картофелепродуктов, расширение контрактов между производителями товарного картофеля и торговыми фирмами. В связи с отсутствием в странах ЕС единой системы регулирования цен на картофель, каждая страна самрстоятельно определяет меры по их стабилизации. В тех из них, где уровень цен в основном определяется соотношением спроса и предложения, цена на картофель в урожайный год может составлять около 20% от уровня цены в неурожайный.

В отличие от других стран ЕС для рынка картофеля Великобритании характерен относительно стабильный уровень цен на этот вид продовольствия, что во многом достигается благодаря осуществляемой государством политики, направленной на стабилизацию рыночных цен на картофель на сравнительно приемлемом уровне для его непосредственных потребителей с целью поддержания на необходимом уровне фермерского дохода. При этом меры по стабилизации рынка картофеля включают прямые закупки в интервенционный фонд, а также заключение досезонных (до начала мая) контрактов на предполагаемый объем перепроизводства картофеля в стране, то есть в случае, когда рыночные цены вследствие по-121

ступления в продажу излишнего количества картофеля снижаются до уровня, требующего государственного вмешательства.

В соответствии с законом о реализации картофеля ежегодно Совет по маркетингу картофеля закупает около 0,5 млн. т этой продукции, в том= числе 85% - на основе досезонных контрактов, 15% - в интервенционный фонд. При этом система досезонных контрактов, заключенных между Советом и производителями товарного картофеля, предусматривает применение гарантированных цен в течение каждого месяца. Реализуя картофель по гарантированным ценам при снижении рыночных цен на него, производитель имеет прибыль, позволяющую ему в зависимости от ситуации вести простое или расширенное воспроизводство. Если же уровень рыночной цены оказывается выше цены, оговоренной в контракте, то Совет по маркетингу картофеля возвращает продукцию его производителю.

Закупленный картофель Совет закладывает на хранение, но при не-- обходимости может направлять его на переработку, на корм животным, а если цена вновь возрастет, то вернуть на рынок. Производители товарного картофеля, не заключившие контракты с Советом, реализуют свою продукцию через рынок, а поскольку рыночные цены на картофель подвержены колебаниям, то они могут оказаться ниже гарантированных. Поэтому товаропроизводители, заключившие контракт с Советом, имеют преимущества не только в ценовом отношении, но и в гарантированном сбыте картофеля, сокращении затрат времени и средств на его реализацию, обеспечении рыночной информацией.

Стабилизация цен на рынке картофеля достигается во многом благодаря взносам его производителей и государственной поддержки. Ежегодный взнос производителей картофеля составляет менее одной десятой пенса в расчете на 1ф. ст. его розничной цены. Заключившие контракт с Советом по маркетингу картофеля товаропроизводители выплачивают за122

200 тыс.т картофеля взносы в полном объеме; за следующие 100 тыс.т -поровну с государством, за оставшиеся 200 тыс.т оплату полностью осуществляет государство. Кроме финансирования мероприятий по стабилизации цен она рынке картофеля, Совет финансирует научные исследования по выращиванию, повышению качества и реализации картофеля, а также рекламу и административные расходы. Затраты покрываются из общего дохода Совета, получаемого им за счет реализации закупаемого у фермерских хозяйств картофеля, взносов фермеров и государственных выплат.

Деятельность Совета по маркетингу картофеля опирается на работу зональной системы, состоящей из 20 комитетов и организаций, ответственных за развитие производства, торговли, научных исследований, рекламы и выполняющих эти функции в рамках общей программы развития отрасли картофелеводства. Например, консультативный торговый комитет рассматривает вопросы развития производства, маркетинга и переработки -картофеля в соответствии с государственными рекомендациями, разрабатывает предложения по эффективному ведению хозяйства, перспективной структуре производства, осуществляет проверку качества клубней в торговых организациях, контролирует их закупку по предсезонным контрактам, оценивает рыночную ситуацию и перспективы развития внутреннего и внешнего рынков, решает вопросы сбыта нестандартного мелкого картофеля. Комитет по связям с потребителями решает вопросы качества реализуемого картофеля, осуществляет контроль за остаточными количествами пестицидов, информирует о проведенных обработках посадок картофеля. Консультативный комитет по переработке решает вопросы, связанные с развитием производства картофеля, предназначенного для переработки, а также рассматривает вопросы импорта и экспорта переработанного картофеля. В функции производственного и лицензионного комитетов входит регистрация производителей картофеля, определение квот на площадь по-123

садок, изучение их состояния, результатов апробации новых сортов, выдача лицензий на производство картофеля фермерам и на торговлю - оптовым торговцам.

В Ирландии также, как и в Великобритании, функционирует организация по регулированию рынка картофеля, которая своими действиями способствует восстановлению равновесия цен на рынке в случае перепроизводства картофеля.

Во Франции деятельность национального межпрофессионального комитета по продовольственному картофелю, представляющего экономические интересы производителей, кооперативов, оптовых и розничных торговцев и предприятий, также направлена на регулирование производства и сбыта картофеля, ослабление резких колебаний цен на него. Работа комитета финансируется за счет уплаты налогов с производителей и торговцев в размере 20 франков за тонну реализуемого картофеля. Около по--ловины налогов поступает от производителей картофеля и примерно столько же - от торговцев. При этом основными функциями комитета являются:

поддержание уровня цен на картофель за счет изъятия его с рынка при перепроизводстве путем увеличения минимального размера клубней до 45 мм, а также перевода продовольственного картофеля в категорию кормового при несоответствии какого-либо из показателей качества минимальным требованиям стандарта, возмещения фермерам стоимости запаханного картофеля;

заключение типовых контрактов между картофелепроизводящими хозяйствами, оптовыми и розничными торговцами с целью обеспечения гарантированного сбыта картофеля;

контроль качества на всех этапах производства и сбыта картофеля, включая и его экспорт;124

поддержание интервенционных цен на необходимом уровне для защиты внутреннего рынка от конкуренции со стороны зарубежных поставщиков картофеля и продуктов его переработки.

1 В США вопросы, связанные с организацией производства и марке-

тингом картофеля, контролирует Национальная комиссия по картофелю. Однако в отличие от Совета по маркетингу картофеля в Великобритании или аналогичных организаций в других странах Европейского Союза она не делает попыток влиять на рыночные цены на картофель. Комиссия функционирует за счет налогов, которыми облагаются компании по закупке, переработке и сбыту картофеля, а также его производители. Средства от налогов выплачиваются не позже чем через 6 недель после поступления картофеля в торговлю. Они затем направляются на рекламу, научные исследования по решению вопросов развития отрасли картофелеводства, на административные расходы.

Следует также отметить,, что с целью регулирования рынка картофеля во многих странах с высокоразвитым картофелеводством внедряются мероприятия, направленные на повышение качества выращиваемых клубней. Например, в Нидерландах многие фирмы вводят систему доплаты за качество продукции. Стимулирование производства высококачественного картофеля направлено прежде всего на снижение количества скрытых повреждений: подкожных вмятин, ушибов, почернения мякоти и др., для чего разработана шкала оценки качества клубней по балльной системе. Каждую партию картофеля (50 т) проверяют и относят к одному из 10 классов качества, в соответствии с которыми устанавливают надбавку (или скидку) к базовой цене. При этом чем острее конкуренция на рынке, тем актуальнее и выгоднее для фирм повышение качества картофеля, стимулирование производства не только отдельных его сортов, но и определенных классов качества, гарантирующих относительно высокую цену на рынке картофеля.125

Таким образом, в последние годы страны с высокоразвитым картофелеводством все большее внимание уделяют системе реализации картофеля, поскольку в зависимости от канала его сбыта изменяется и реализационная цена, а стало быть, и эффективность производства картофеля. При этом основными каналами сбыта картофеля являются оптовые рынки, сбытовые фермерские кооперативы, прямая продажа картофелеперераба-тывающим предприятиям и супермаркетам. Реализационные цены зависят от конкретных условий ведения отрасли картофелеводства в той или иной стране, урожайности, организации и эффективности производства и сбыта картофеля, спроса и предложения и государственных мер по регулированию рынка картофеля. При этом основными мерами по стабилизации рыночных цен на картофель являются изъятие с рынка излишних объемов при его перепроизводстве, заключение долгосрочных контрактов между производителями и закупочными организациями для обеспечения гарантированного сбыта картофеля, контроль качества клубней в цепочке от производителя до потребителя, поддержание* необходимого уровня интервенционных цен для защиты внутреннего рынка от конкуренции зарубежных поставщиков картофеля и продуктов его переработки.

Силаева, Лидия Павловна