[свежие идеи для малого бизнеса]
список бизнес идейКонцепция развития рынка картофеля
В современной экономической литературе встречаются несколько точек зрения относительно возникновения и развития отечественного рынка отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, но все они в основном сводятся к двум. Согласно первой из них рынок продукции АПК в стране только формируется, находится на первоначальном этапе своего становления и развития. Суть второй точки зрения состоит в том, что рынок отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия существовал в течение всего периода, когда они производились не только для личного потребления, но и для продажи, обмена на другие продукты и товары, независимо от того в какой форме43
происходил этот обмен - в виде прямого товарообмена или обмена через посредство денег. Если исходить из положения, что рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия может приобретать самые различные формы, начиная от жестко регулируемого до стихийного, то последняя точка зрения является наиболее правильной и в отношении отечественного рынка картофеля.
Применительно к современной неустойчивой экономической ситуации в стране, когда ее экономика, включая и аграрный сектор, переходит на рыночные отношения, речь должна идти о формировании развитого рынка картофеля, который сравнительно успешно функционирует в странах с высокоразвитой рыночной экономикой и развитым картофелеводством. В этом смысле в отличие от зарубежного аналога можно вполне обоснованно говорить лишь о начальном периоде формирования развитого отечественного рынка картофеля, основной характеристикой которого до последнего времени является стихийность происходящих рыночных про-цессов. Но именно их совокупность, во многом определяя современное состояние и развитие этой крупной части продовольственного рынка страны, негативно отражается на обеспечении населения картофелем и продуктами его переработки, а следовательно, и на жизненном уровне россиян, функционировании картофелеводства как системообразующей отрасли карто-фелепродуктового подкомплекса.
Рынок картофеля, являясь важнейшей составной и неотъемлемой частью продовольственного рынка страны, образует сравнительно крупный его сегмент как по емкости, так и по числу участников. Однако роль рынка картофеля в устойчивом продовольственном обеспечении населения определяется не только значительными объемами производства, реализации и потребления картофеля, но и его значимостью как повседневного и относительно доступного продукта питания для большинства населения, одного из основных источников сравнительно дешевых углеводов в его пище-44
вом рационе, широко распространенного корма для животных, незаменимого сырья для пищевой, перерабатывающей и ряда других отраслей промышленности. В условиях осуществления аграрных преобразований картофель оказался одним из немногих видов продукции агропромышленного комплекса, по которому вследствие поспешных рыночных преобразований и повсеместного снижения государственной поддержки сельского хозяйства вообще и картофелеводства в частности в последние годы не был допущен резкий спад производства. Недобор картофеля в сельскохозяйственных предприятиях был компенсирован его валовым сбором в личных подсобных хозяйствах населения, ставших основными производителями клубней в стране.
Российскому рынку картофеля, так же как и большинству других рынков сельскохозяйственной продукции, присущи общие особенности, связанные прежде всего со спецификой ведения отраслей сельского хозяйства. Они в основном сводятся к следующему:
во-первых, в картофелеводстве процесс воспроизводства самым тесным образом переплетается с естественным процессом, что и обусловливает сезонность производства при одновременном использовании отдельных средств производства для возделывания других сельскохозяйственных культур;
во-вторых, резко выраженная сезонность производства, сопровождаемая неравномерностью использования производственных ресурсов, поступления продукции и выручки от ее реализации, в определенной степени затрудняя перелив капитала из одной отрасли в другую, в многоотраслевых картофелепроизводящих хозяйствах в то же время не способствует максимальной концентрации производственных ресурсов для развития производства картофеля;
в-третьих, относительно низкая реакция производителей товарного картофеля на понижение цен на него при ценовой неэластичности спроса45
ввиду наличия большого количества производителей товарного картофеля делает почти невозможным влияние на уровень его рыночной цены от-
|дельного сельского товаропроизводителя;
| в-четвертых, сравнительно высокий уровень конкуренции произво-
дителей товарного картофеля на рынке при сохраняющейся монополизации рынка средств производства и услуг постоянно воспроизводит условия для нарушения паритета цен на товарный картофель и промышленную продукцию, используемую картофелепроизводящими хозяйствами.
В то же время отечественному рынку картофеля присущи определенные особенности, вытекающие в первую очередь из национальных традиций питания населения, специфики производства, сбыта и использования картофеля и продуктов его переработки. К основным из них относятся: формирование развитого рынка картофеля происходит в условиях преобладающего повсеместно преимущественно натурального производства этого вида сельскохозяйственной продукции, распыления посевов картофеля по сравнительно мелким хозяйственным единицам, не способным в современных экономических условиях в силу ряда причин использовать достижения научно-технического прогресса, что неизбежно обрекает их на применение примитивных технологий возделывания картофеля, низкую эффективность ведения отрасли картофелеводства;
более низкая товарность картофеля по сравнению с другими видами производимой сельскохозяйственной продукции, вследствие чего относительно небольшая часть клубней поступает в сферу товарного обращения, что во многом предопределяет значимость равномерного и надежного насыщения рынка картофелем в течение года, гарантированного обеспечения им по доступным ценам всех категорий потребителей и прежде всего населения с низким уровнем дохода;
традиционно сравнительно высокий уровень потребления населением картофеля при недостаточном потреблении готовых картофелепродук-46
тов в сопоставлении с показателями большинства экономически развитых стран;
более высокий уровень физической и экономической доступности картофеля для всех категорий населения благодаря почти повсеместному его выращиванию преимущественно в личных подсобных хозяйствах, на садово-огородных участках и относительно низким ценам реализации;
неравномерность уровня потребления населением картофеля по регионам страны вследствие неразвитой инфраструктуры, практически полного устранения государства от функций регулирования рынка картофеля;
сравнительно невысокие колебания в уровне потребления картофеля в пищевом рационе по отдельным категориям населения с различным уровнем среднедушевого денежного дохода;
сезонность производства картофеля при сравнительно широкой территориальной возможности его возделывания и технологической направленности использования;
экономическая необходимость размещения промышленных предприятий, перерабатывающих картофель, преимущественно в регионах его специализации, что существенно снижает затраты на транспортировку клубней и не приводит к значительному ухудшению их качества;
устойчивый и относительно равномерный спрос на картофель обусловливает закладку на хранение клубней как в местах производства, так и в регионах его потребления, хотя локальный и сезонный характер производства отдельных сортов картофеля связан с необходимостью перевозок клубней на сравнительно большие расстояния.
Рынок картофеля имеет также специфические особенности, отличающие его от рынка других видов продукции агропромышленного комплекса, которые в основном сводятся к следующему:
рынок картофеля является одним из самых массовых по реализуемому товару, так как в современных экономических условиях картофель по-47
требляется почти ежедневно всем населением и характеризуется традиционно относительно высоким среднедушевым уровнем потребления всеми категориями населения;
товарные ресурсы рынка картофеля образуются главным образом за счет отечественного производства клубней и формируются преимущественно за счет личных подсобных хозяйств населения, а рынок его семян - за счет сельскохозяйственных предприятий;
отечественный рынок картофеля характеризуется, как правило, относительно низкой региональной конкуренцией производителей товарного картофеля, поскольку при современных условиях хранения и транспортировки клубней он относится к малотранспортабельным видам продукции;
рынок картофеля не имеет достаточно четкого уровнего построения, поскольку производители товарного картофеля реализуют клубни как посредникам и торговым организациям, так и непосредственно конечным потребителям;
в отличии от других продуктовых рынков страны рынок картофеля меньше всего регулируется государством.
Коренные организационно-экономические изменения, произошедшие в сфере производства и реализации картофеля в стране и ее отдельных регионах в 90-е годы, несмотря на всю их стихийность и противоречивость, все же позволяют сделать вывод о необратимости перехода от административно-распределительной системы к относительно устойчивому формированию развитого отечественного рынка картофеля, представляющего собой относительно динамичную и сложную организационно-экономическую систему. Однако в условиях рыночных преобразований в аграрной сфере экономики сравнительно непродолжительная практика функционирования рынка картофеля на местном, региональном и федеральном уровнях свидетельствует, что он еще далек от цивилизованных форм, присущих зарубежным странам с высокоразвитым картофелеводст-48
вом, развитой переработкой клубней и сформировавшимся рынком картофеля и продуктов его переработки.
Наиболее характерными признаками развитого рынка картофеля яв-?"ляются: гибкость системы экономических отношений в цепочке "производство-потребление"; надежная координация экономических действий между отдельными хозяйствующими субъектами рынка при усилении роли конкуренции между ними, а также кооперации и вертикальной интеграции; наличие развитых межгосударственных, межрегиональных и межотраслевых связей; постоянное и активное участие государства в поддержке отечественных товаропроизводителей; наличие стабильной законодательной базы; достаточно организованное предложение картофеля при активном спросе со стороны его потребителей; невмешательство государства в производственную деятельность хозяйствующих субъектов рынка, его регулирование на национальном и даже на наднациональном уровнях. Эти основные признаки присутствуют в отечественном рынке картофеля, но они не образуют единую экономическую систему, составляющую суть рыночной экономики. Современный российский рынок картофеля представляет собой недостаточно организованную и во многом пока неуправляемую по преимуществу стихийно складывающуюся систему отношений купли-продажи картофеля. Для нее характерен прежде всего относительно длительный период прохождения картофеля от производителя к потребителю и другие негативные моменты, препятствующие эффективному функционированию рынка картофеля на всех его уровнях. Вместе с тем формирование развитого российского рынка картофеля вполне объективный процесс со своими законами товарного производства и обращения, которому, как и в странах с высокоразвитым рынком картофеля, должно содействовать государство, создавая для него необходимые условия функционирования.49
Формирование развитого отечественного рынка картофеля связано с переходом на принципиально новую модель хозяйствования, основу которой составляют товарно-денежные отношения. В этой связи рынок картофеля, так же как и рынок другой сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, выражает совокупность обменных операций, за счет которых осуществляются прежде всего хозяйственные связи между всеми его субъектами, происходит процесс купли-продажи. Однако как сложную экономическую категорию рынок не следует сводить подготовка дипломных работ только к сфере обращения, поскольку обмен представляет собой хотя и важную, но всего лишь одну стадию воспроизводства. Рынок картофеля включает экономические отношения, посредством которых регулируются производство, распределение, сбыт и потребление картофеля и формируются относительно устойчивые экономические связи между всеми хозяйствующими субъектами рынка. В этом смысле он представляет собой довольно сложную, динамичную и в определенной мере саморегулирующуюся организационно-экономическую систему.
Формирование развитого отечественного рынка картофеля, как и других продуктовых рынков страны, связано с коренным изменением действовавшей в недалеком прошлом системы его производства, распределения, обмена и потребления. Именно всей системы, а не отдельных составляющих ее частей. Поэтому развитие российского рынка картофеля следует рассматривать не как одноразовое действие, а как относительно длительный процесс вхождения отрасли картофелеводства в совершенно другую качественную систему хозяйствования, базирующуюся на рыночных отношениях. Состояние последней во многом определяется тем, насколько эффективно функционирует экономика страны вообще и ее аграрный сектор в частности, насколько совершенен рыночный механизм хозяйствования и насколько эффективно государство выполняет свои функции в качестве важнейшего хозяйствующего субъекта рынка, насколько оно контро-50
лирует ситуацию в экономике страны, координирует действия субъектов рынка, осуществляет поддержку аграрной сферы и прежде всего ее основу - сельское хозяйство, насколько изменения в экономике и в особенности в АПК адекватны происходящим процессам в картофелеводстве и на рьшке картофеля. Исходя из этого основой эффективного функционирования рынка картофеля должна быть:
правовая и экономическая самостоятельность хозяйствующих субъектов рынка в выборе структуры производства, каналов и форм сбыта продукции, установления уровня цен и распоряжения своими доходами в сочетании с их экономической ответственностью за результаты своей производственно-коммерческой деятельности;
наличие многообразных форм собственности и хозяйствования во всех сферах производства, сбыта, переработки и потребления продукции отрасли картофелеводства, ликвидация монополизма во всех звеньях ее продвижения от производителя до потребителя, относительно высокий уровень внутренней и внешней конкуренции;
невмешательство государства в оперативную производственную деятельность хозяйствующих субъектов рынка при одновременном сохранении государственного регулирования рыночных процессов на макроуровне;
наличие развитой производственной и особенно рыночной инфраструктуры.
Необходимым условием эффективного функционирования отечественного рынка картофеля является также устранение разного рода регионального сепаратизма, ликвидация всех препятствий и административных ограничений на пути движения товарных потоков картофеля на территории страны, что установлено федеральными законами, но часто нарушается местными органами исполнительной власти и другими структурами, связанными с реализацией картофеля. Определенное значение имеет и51
формирование единого торгового пространства, а также общего аграрного рынка, прежде всего в рамках стран СНГ на основе таможенного союза между ними.
Среди общих условий, необходимых для нормального функционирования рынка картофеля, важное значение имеют не только сохранение единого экономического пространства на территории страны, стабилизация денежного обращения, но и улучшение производственной и особенно рыночной инфраструктуры, приоритетное развитие сельского хозяйства, особенно его базовых отраслей. Однако являясь составной частью аграрного сектора экономики и продовольственного рынка страны, рынок картофеля функционирует в условиях крайне неблагоприятной внешней экономической ситуации, связанной с инфляцией, либерализацией цен на средства производства и услуги, падением платежеспособного спроса и проявлением других негативных факторов внутреннего и внешнего характера.
В сложившейся нестабильной экономической ситуации в стране развитие рынка картофеля заключается в известной противоречивости, сложности и стихийности его функционирования. Во многом оно связано с отсутствием у большинства производителей товарного картофеля необходимых навыков ведения картофелеводства в рыночных условиях хозяйствования, разным уровнем обеспеченности российских регионов картофелем и региональными особенностями ведения отрасли картофелеводства, неразвитостью производственной и особенно рыночной инфраструктуры. На функционировании рынка картофеля самым негативным образом отражается системный кризис, охвативший экономику страны и ее аграрный сектор, неуклонно сокращающаяся бюджетная поддержка отраслей сельского хозяйства, недостатки государственного регулирования продовольственного рынка страны. Все это и привело к снижению интенсивности ведения отрасли картофелеводства, падению урожайности и уменьшению произ-52
водства картофеля, усилению диспропорции между спросом и предложением на отдельные сорта картофеля в отдельные периоды года, неуклонному росту издержек и цен на него.
Сложившаяся на рынке картофеля ситуация во многом является следствием неподготовленного и поспешного перехода картофелеводства на рыночные отношения, а также негативного влияния внешних и внутренних причин. В то же время многие отрицательные моменты, приведшие к снижению эффективности ведения отрасли картофелеводства, созданию напряженности в обеспечении населения отдельных регионов (особенно районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий), крупных городов и промышленных центров страны картофелем, связаны с многочисленными организационно-экономическими недостатками, допущенными в ходе функционирования непосредственно самого рынка картофеля. К основным из них можно отнести следующие.
В сфере создания институциональной инфраструктуры не удалось осуществить систему мер по достижению взаимовыгодных экономических интересов хозяйствующих субъектов, созданию развитой инфраструктуры рынка картофеля, а также обеспечить развитие вертикальной и особенно горизонтальной кооперации и интеграции в качестве одного из основных направлений формирования организационно-правовых форм хозяйствования в картофелеводстве и смежных с ним отраслях. В значительной степени это связано с отсутствием государственного органа, отвечающего за на-; циональную продовольственную политику в стране, владеющего реальными экономическими рычагами и средствами для воздействия на продовольственный рынок, включая и рынок картофеля. Регулирование продовольственного рынка осуществляется не Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а многими другими федеральными министерствами и ведомствами страны. Из-за наличия у них своих узковедомственных интересов и множества нерешенных собственных проблем часто при-53
нимаемые на федеральном уровне решения не выполняются. Таким координирующим и объединяющим органом, полностью отвечающим за продовольственное обеспечение страны, должно быть Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Это диктуется не только важностью надежного обеспечения населения продовольствием, в том числе и картофелем, но и решением большого круга специфических задач, связанных с выделением продовольственного рынка в объект самостоятельного государственного регулирования.
За последние годы в стране не удалось создать эффективный экономический механизм в отношениях между хозяйствующими субъектами рынка картофеля. Диспропорции и негативные тенденции, сложившиеся на российском рынке картофеля, во многом связаны с поспешным уходом и даже отказом государства от его регулирования. Провозглашенный в начале 90-х годов тезис о нецелесообразности такого регулирования негативно отразился на экономических отношениях между государством и сельскими товаропроизводителями, между сельскими товаропроизводителями и другими хозяйствующими субъектами рынка. Это отрицательно отразилось на формировании в недалеком прошлом федерального и региональных фондов картофеля, развитии картофелеперерабатывающей промышленности и межрегиональных связей по поставкам картофеля на внутренний рынок, а во многих случаях привело и к криминализации в торговле картофелем.
Предоставив сельским товаропроизводителям право свободного хозяйствования, но не создав для них надежного механизма ориентации хозяйственной деятельности в быстро меняющихся экономических условиях, государство фактически оставило производителей картофеля один на один со всеми трудностями рынка, его стихией. Несвоевременность и недостаточность государственной поддержки сельских товаропроизводителей при постоянном нарушении договорных обязательств со стороны государства не только тормозили становление организованного рынка картофеля, но и54
способствовали появлению разного рода многочисленных посредников и перекупщиков и их обогащению за счет производителей картофеля.
Характерной особенностью современного периода функционирования отечественного рынка картофеля является стихийность рыночных процессов, отсутствие целенаправленного воздействия государственных органов управления на производство и сбыт картофеля. В последние годы ситуация осложняется неуклонным снижением товарного предложения картофеля и продуктов его переработки. Этому во многом способствовало расширение посадок картофеля в южных регионах страны с неблагоприятными природными условиями для возделывания этой культуры, что ведет не только к удорожанию продукции отрасли картофелеводства, но и сокращению межрегионального обмена, а стало быть, сужению внутреннего рынка картофеля.
Недостатки в сфере реализации картофеля существенно ограничивают становление развитого отечественного рынка картофеля. Переход к -рыночным: принципам распределения картофеля предоставил сельским товаропроизводителям свободу выбора каналов и условий его реализации, но одновременно фактически лишил их гарантии сбыта клубней. Несмотря на относительно большое количество каналов сбыта для сельскохозяйственных предприятий, фактически производителям товарного картофеля остаются три канала его реализации - это продажа картофеля через собственные магазины, ларьки и палатки, а также многочисленным торгово-посредническим структурам и перекупщикам под "живые" деньги часто далеко на не выгодных для себя условиях и бартерные операции, что создает почву для разного рода махинаций. Фактически быстрая замена административной системы государственных закупок картофеля на либерализацию его торговли произошла при отсутствии адекватных рыночным условиям его реализации рыночной инфраструктуры, развитой финансово-кредитной системы, обслуживающей рынок картофеля.55
Из-за слабой собственной базы хранения картофеля и неотлаженно-сти экономических взаимоотношений с заготовительными организациями, неразвитости прямых связей с потребителями клубней не получили своего должного развития сбытовые кооперативы и кооперативные объединения сельских товаропроизводителей, обеспечивающие им сравнительно оптимальное соотношение условий реализации картофеля и обслуживания его производителей. Ориентация на мелкое частное производство картофеля хотя и позволило стабилизировать им снабжение населения за счет увеличения затрат преимущественно малопроизводительного ручного труда, но тем не менее не привело к формированию более эффективных организационных структур по производству и сбыту картофеля. Вместе с тем их функционирование в определенной мере, увеличило бы и внутридеревен-ский оборот, способствовало вовлечению дополнительных товарных ресурсов картофеля, содействовало становлению организованного предложения картофеля, существенно уменьшило его прямые и косвенные потери oв цепочке^производитель-нпотребитель''_, сократило издержки обращения, гарантировало надежное снабжение потребителей более качественной и дешевой продукцией отрасли картофелеводства. Поспешная и в своей основе во многом ошибочная приватизация картофелеперерабатывающих предприятий лишила большинство их надежных сырьевых зон, но тем не менее продажа дипломных работ усилило монопольное положение переработчиков по отношению к производителям товарного картофеля со всеми негативными для них последствиями.
В перспективе система реализации картофеля, производимого преимущественно в личных подсобных хозяйствах населения, по-прежнему останется разнообразной и будет представлена прямыми связями, оптовыми, оптово-розничными и розничными рынками, ярмарками и агрофир-менной торговлей. Хотя в нестабильной экономике трудно учесть долю каждого канала сбыта в общем объеме реализации картофеля, тем не менее56
с развитием его рынка преобладающими станут наиболее прогрессивные формы сбыта клубней.
В стране произошло свертывание межрегиональных продовольственных связей. Ориентация рынка картофеля на саморегулирование при нестабильной экономике и неустойчивых связях по поставкам клубней между производящими и потребляющими картофель регионами нарушила сложившееся ранее размещение и специализацию его производства, усилила тенденцию их на самообеспечение картофелем и привела к существенному сокращению объемов его межрегиональных перевозок. Значительное ослабление воздействия государства на межрегиональные поставки картофеля при неразвитости его оптовых рынков в определенной мере нарушило ранее сложившиеся товаропотоки, создало дополнительные трудности со сбытом картофеля в регионах его товарного производства и одновременно осложнило обеспечение картофелем населения отдельных российских регионов, особенно крупных городов, промышленных центров, -районов Крайнего Севера и приравненных к ,ним территорий страны. Этому также способствовал значительный рост тарифов на транспортировку картофеля, который ограничивая внутри - и межрегиональные его поставки, тормозил развитие национального рынка картофеля, а также его интеграцию в общий аграрный рынок стран СНГ.
Относительно устойчивая сложившаяся зональная и региональная специализация картофелеводства делает экономически целесообразным единство общероссийского рынка картофеля. В то же время существенная дифференциация почвенно-климатических условий, громадная протяженность территории страны, наличие большого количества районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, крупных городов, промышленных центров с большой емкостью рынка сбыта картофеля, высокие транспортные издержки при перевозке клубней создали организационно-экономические предпосылки для регионализации единого рынка картофеля и формирования региональных картофелепродуктовых подкомплексов.57
Именно от взаимодействия этих тенденций и будет во многом зависеть эффективность функционирования отечественного рынка картофеля в перспективе, а стало быть, надежное обеспечение населения страны картофелем и продуктами его переработки.
Недостатки в функционировании отечественного рынка картофеля во многом связаны не только с несовершенством существующей нормативно-правовой базы поддержки и регулирования агропромышленного комплекса и его ведущей отрасли - сельского хозяйства, но и с тем, что многие принятые законодательные акты, несмотря на их противоречивость и несовершенство, в силу ряда причин не выполняются как на федеральном, так и на региональных уровнях.
Форсированный и во многом поспешный и непродуманный переход на рыночные отношения сельского хозяйства вообще и отрасли картофелеводства в частности при резком сокращении государственной поддержки и отсутствии необходимой инфраструктуры (особенно рыночной) привел к -снижению роли производителей товарного картофеля на рынке при усилении положения многочисленных посредников и перекупщиков, торговых структур.
Развитие рынка картофеля выдвигает картофелепроизводящие хозяйства независимо от их форм собственности и хозяйствования на роль главного звена в системе формирующегося в стране картофелепродуктово-го подкомплекса и основных хозяйствующих субъектов рынка картофеля. Рыночные отношения в сочетании с государственной поддержкой должны способствовать созданию для производителей товарного картофеля реальной основы для проявления их самостоятельной активной инициативы в разработке и реализации производственной программы, выборе хозяйственной специализации и ее углублении, решении вопросов концентрации, кооперации и интеграции производства, реализации и переработки картофеля для повышения эффективности ведения отрасли картофелеводства, а стало быть, и для улучшения функционирования рынка картофеля, более58
полного и надежного снабжения им населения. При этом не следует противопоставлять разные формы собственности и хозяйствования в ведении картофелеводства, поскольку в современной экономической ситуации каждая из них реально имеет право на существование и развитие в быстро изменяющихся экономических условиях хозяйствования. Вместе с тем развитие картофелепроизводящих хозяйств будет происходить в крайне сложных экономических условиях вследствие отсутствия у них необходимых финансовых ресурсов, разрушенной материально-технической базы, неблагоприятных ценовых соотношений на картофель и промышленную продукцию (услуги), не сложившейся системы кооперации и интеграции, низкого платежеспособного спроса населения.
В ближайшей перспективе без кардинального улучшения положения в аграрной сфере экономики производство картофеля следует сохранить на современном уровне - в объеме около 35 млн.т. В более же отдаленной перспективе по мере повышения общего уровня развития агропромышленного производства вообще и отрасли картофелеводства в частности личные подсобные хозяйства населения постепенно будут утрачивать свою роль в качестве вынужденного источника обеспечения продовольствием и личного дохода, а исходя из желания владельцев ЛПХ и членов их семей производить отдельные виды продукции, включая и картофель, в основном для личного потребления. Это объясняется тем общеизвестным фактом, что с развитием научно-технического прогресса и внедрением его достижений в производство эффективность ведения сельскохозяйственного производства будет определяться преимущественно экономией живого труда. Наряду с этим, как свидетельствует отечественный и мировой опыт ведения картофелеводства, при прочих равных условиях более высокую эффективность имеют относительно крупные товарные картофелепроизводящие хозяйства.
В перспективе развитие отечественного рынка картофеля во многом будет определяться, с одной стороны, более современной организацией59
поступления клубней из личных подсобных хозяйств населения, а с другой - восстановлением и развитием крупнотоварного производства картофеля в сельскохозяйственных предприятиях. В этой связи в местах производства карггофеля целесообразно стимулировать организацию кооперативов до сбору и реализации излишков клубней у сельского населения, выделению им складских и торговых помещений, в первую очередь в сельской местности, поселках городского типа и небольших городах. Одновременно предстоит продолжить целенаправленную работу по формированию и расширению оптовых продовольственных рынков, торговых центров.
В современных условиях на большинстве оптовых продовольственных рынков страны происходит совмещение крупнооптовой, мелкооптовой и розничной торговли картофелем, что снижает эффективность их функционирования. Кроме того, это уменьшает возможность контроля за куплей-продажей картофеля. Поэтому, чтобы упорядочить работу оптовых рынков, придать им цивилизованную форму торговли картофелем, их не-: - -обходимо. не только информационно обустроить, представляя оперативную и объективную информацию о сделках, ценах спроса и предложения, связав крупные рынки в единую информационную сеть, предоставляя их участникам своевременную информацию о ситуации на других рынках страны, но и переводить сделки на безналичный расчет.
В современных условиях, а также на ближайшую и более отдаленную перспективу устойчивое обеспечение населения картофелем определялось и будет преимущественно зависеть от уровня его производства в личных подсобных хозяйствах населения. С учетом этой специфики инфраструктура этой важной части продовольственного рынка развивается крайне медленно. Ситуация осложняется еще и тем, что единая государственная система рыночный информации в агропромышленном комплексе охватывает лишь 25 из 89 регионов страны. В этой связи одним из основных направлений государственной поддержки рынка картофеля должно стать информационное обустройство оптовых рынков, обеспечение лицен-60
зирования их участников и сертификации используемой информации, создания базы данных в цепочке "производство - потребление" картофеля, формирование информационных структур, осуществляющих мониторинг за спросом, предложением и ценами, которые могут существенно снизить трансакционные издержки, уменьшить\оличество посредников в реализации картофеля. \
Учитывая, что в перспективе частично произойдет сокращение производства картофеля в личных подсобных хозяйствах населения, то для его компенсации предстоит увеличить производство клубней в сельскохозяйственных предприятиях, расположенных в наиболее благоприятных регионах для эффективного возделывания картофеля. Такие хозяйства, используя новые технологии выращивания этой культуры, максимально приспособленные к местным условиям, а также эффективную систему сортового семеноводства, ориентированную на целевое использование клубней, могут довести их урожайность до 250-300 ц/га. При этом целесообразно сти--мулировать специализацию картофелеводческих хозяйств для круглогодовой поставки их продукции в торговую сеть для продажи в свежем виде, а также перерабатывающим картофель предприятиям для производства полуфабрикатов, крахмала, спирта и других картофелепродуктов. Необходимо также повсеместно стимулировать кооперацию картофелепроизво-дящих хозяйств и их интеграцию с перерабатывающими предприятиями, способствовать созданию прежде всего кооперативов по закупке излишков картофеля у сельского населения.
Государство в лице его федеральных и региональных органов власти должно поддерживать местные и региональные рынки картофеля, каждый из которых мог бы обслуживать свою зону, регулировать в определенных пределах спрос и предложение. Однако такая регионализация рынка картофеля должна абсолютно исключать разного рода административные запреты и ограничения на ввоз и вывоз клубней.61
Спрос и предложение на местных рынках картофеля, а также уровень цен и ценовые соотношения могут регулироваться непосредственно самими рынками. Ведь во многих регионах местное, менее эффективное производство картофеля будет вполне конкурентоспособно с его производством в других регионах страны при условии, что затраты на возделывание клубней и их реализацию не будут превышать суммарные издержки на производство картофеля в других местах и дополнительные расходы на его транспортировку (при сравнительно одинаковых показателях качества клубней). Одновременно таможенная защита отечественных производителей товарного картофеля, в определенной мере нейтрализующая меры иностранных государств, поддерживающих экспортную экспансию своих товаропроизводителей, создаст вполне приемлемые экономические условия для конкуренции с импортным картофелем отечественных производителей товарного картофеля.
Переход отрасли картофелеводства на рыночные отношения и формирование развитого рынка" картофеля следует рассматривать не как самоцель, а как средство повышения эффективности ведения этой важной отрасли сельского хозяйства, способного надежно обеспечить население страны картофелем, создать необходимые условия для свободы экономической деятельности и мотивационньгх стимулов всем хозяйствующим субъектам посредством повышения эффективности производства в соответствии с требованиями рынка, конкурентным режимом хозяйствования. При этом производство картофеля должно исходить из потребления, служить потребителю и ориентироваться на более полное удовлетворение постоянно растущих его запросов. Только при таких условиях можно не только полностью удовлетворить собственные потребности в картофеле, но и экспортировать его прежде всего в отдельные страны СНГ, которые в силу ряда причин внутреннего и внешнего характера пока не могут обеспечить свои потребности в картофеле за счет местного производства.
Силаева, Лидия Павловна