Повышение эффективности взаимодействия автозаводов со звеньями инфраструктуры

Среди хозяйствующих партнеров автозаводов, кроме поставщиков комплектующих, важное место занимают субъекты инфраструктурного комплекса: торговые, складские, банковские, транспортные, энергообеспе-чивающие, страховые, информационные, рекламные, консультационные и другие организации.

Анализ хозяйственной практики показывает, что преобразования последних лет привели к глубоким переменам в формах взаимодействия промышленных, в том числе автомобилестроительных, предприятий со звеньями инфраструктуры. При этом далеко не все перемены носят положительную нагрузку. Значительно нарушена стабильность торгово-производственных партнерских взаимоотношений. Увеличились объемы нерациональных перевозок. Все еще недостаточно отработанным является механизм функционирования федеральной контрактной системы. Продолжается практика товарообмена на бартерной основе.209

Мировой опыт свидетельствует: непременным условием эффективного функционирования экономики рыночного типа является соответствующая разветвленная инфраструктура, развитие которой опережает развитие других отраслей и секторов национального хозяйства.

Вместе с тем, масштабы, размещение и оснащение торговой сети всегда были слабым местом нашей экономики. Сегодня в связи с недостаточной государственной поддержкой происходит резкое сокращение производства подъемно-транспортного, складского и торгового оборудования. Сокращается и ухудшается транспортное обслуживание товародвижения. Транспортные тарифы не отвечают целям подъема реального сектора экономики. Остается низким уровень используемых средств связи и информатики, что прямо затрудняет применение современных методов маркетинга и логистики. Значительно отстает от имеющихся потребностей и не удовлетворяет современным требованиям состояние складского хозяйства. Несовершенство складского хозяйства, элементы монополизма в его использовании и связанное с этим слабое развитие складской формы материально-технического обеспечения приводит к увеличению нерациональных транзитных поставок, ухудшению условий хранения материалов на складах, излишним затратам в сфере товарообращения у потребителей и поставщиков продукции.

Сохраняется низкий уровень сервисных и других видов услуг в сфере обращения средств производства, искусственное их разобщение с функцией реализации товаров. Инфраструктурная основа не отвечала требованиям даже прежней командно-административной системы планового распределения ресурсов. В сегодняшних условиях производственные предприятия, в т.ч. автозаводы, ощущают недостатки инфраструктурного комплекса особенно остро. Преодоление многолетней отсталости материально-технического потенциала инфраструктурного комплекса должно рассматриваться как важная составная часть структурной перестройки экономики России.

Общий упадок экономики привел к тому, что сегодня в инфраструктурной сфере получают развитие нецелесообразные с общероссийских по-210

зиций виды деятельности, тогда как услуги, позволяющие развивать конкурентоспособность производства и ускорять оборот его капиталов, все больше отступают на второй план.

Сегодня торговые фирмы заинтересованы в навязывании своего партнерства преимущественно агентства недвижимости г краснодара производителям продукции, пользующейся спросом в дальнем зарубежье. Состав и объемы услуг, способствующих росту эффективности производства, развитию его научно-технического потенциала, продуктивному использованию финансовых средств, нормальному формированию цен, остаются в тени. Даже те торговые структуры, которые осуществляют реализацию со складов, заинтересованы в поставках лишь крупных партий продукции.

Одна из важнейших причин неблагополучного положения торговых фирм и всего инфраструктурного комплекса в настоящее время - пассивная роль государства. Оно во многом самоустранилось от выработки стратегии развития и регулирования товародвижения и участия в реализации этой стратегии на практике.

Отсутствие четкой государственной политики в отношении формирования и развития рыночной инфраструктуры приводит к тому, что многие формы торговой деятельности либо не развиваются нужными темпами, либо просто деградируют. Так, резко снизился оборот товарных бирж, недостаточна роль оптовых ярмарок, имевших раньше весьма большое значение в организации сбыта и закупки товаров. Если эти тенденции сохранятся, то формирование рынка может затянуться на долгие годы, а движение материальных и финансовых потоков и в дальнейшем будет складываться стихийно, под влиянием случайных факторов.

Анализ мировой практики производственного предпринимательства показывает, что для современного этапа развития передовых стран характерным является все более глубокое взаимопроникновение и сращивание промышленного и торгового капиталов. Этот процесс идет как по линии укрепления действующих и создания новых сбытовых структур, принадлежащих той или иной промышленной фирме, так и по линии развития независимых оптовых структур.211

Вопрос организации эффективной сбытовой деятельности является сегодня важнейшим вопросом и для отечественных производственных предприятий, в т.ч. автозаводов, независимо от их масштабов и форм собственности. В этих условиях развиваются различные каналы реализации, включая как проверенные временем торгово-хозяйственные связи, так и вновь предпринимаемые шаги по созданию собственных оптовых и розничных сетей в целях обеспечения независимости и повышения экономической устойчивости.

Формирование рациональной дилерской сети является крайне актуальной задачей и для ОАО "Москвич". Эта деятельность рассматривается на заводе как важное направление продвижения автомобилей на рынок. Решение этой задачи связано с поиском новых и ответственных людей, умеющих работать с покупателями. Генеральным дилером ОАО "Москвич" сегодня является компания "АМИ-ТУН". Современная схема реализации автомобилей "Москвич" представлена в Приложении 16.В настоящее время продажей автомобилей "Москвич" охвачено около двухсот населенных пунктов России. Этого, разумеется, явно недостаточно. Перспективным является создание как минимум 600 точек по стране.

Совершенствование системы взаимоотношений отечественных производителей с торговыми структурами и стимулирование собственного производства, по нашему мнению, зависит от ряда мер макроэкономического регулирования агентства недвижимости г новороссийск экономики. Так, следует предусмотреть развитие торговым предприятиям льготной кредитной линии для расчетов с отечественной автомобильной промышленностью, а также установить льготный налог на прибыль, полученную от реализации российской автомобильной техники. Это оживит реализацию отечественных автомобилей, а соответственно и их производство, что в свою очередь будет способствовать оживлению в других секторах национальной экономики.

Целесообразным представляется заключение между производственными и торговыми структурами договоров о закупках форвардного типа, что обеспечит изготовителям, в т.ч. автозаводам, более устойчивый портфель заказов, сбыт и оплату их продукции, а также позволит избегать вы-212

соких затрат, связанных с образованием немобильных запасов продукции и освоением рынка. Заблаговременное программирование производства даст возможность автозаводам выгодно сбывать свою продукцию торговле даже при предоставлении ей значительных скидок.

В плане развития партнерских отношений между производителями и торговлей весьма рациональной выглядит позиция Л.Абалкина, по мнению которого, перспективным является "создание интегрированных хозяйств, охватывающих всю технологическую цепочку - от производства продукции до ее реализации. Это позволит исключить уплату налогов на промежуточных стадиях и тем самым резко (в несколько раз) ослабить налоговую нагрузку на хозяйство" (1, с.2). Таким образом данная форма бизнес-партнерства может снизить негативные последствия сегодняшнего несовершенного налогового механизма.

Помимо контактов, ограничивающихся сферой сбыта, полезным представляется привлечение торговых структур к разработке, экспертизе и реализации инвестиционных проектов в сфере производства, включая автомобилестроение. Если самостоятельными инвесторами торговые звенья в массе своей выступать могут не всегда, то перспективы развития тех или иных производств они чувствуют наиболее тонко и поэтому могут быть весьма полезными экспертами и участниками структурной перестройки.

Среди задач развития автомобилестроения, как и других сфер производственного бизнеса одной из наиболее существенных, на наш взгляд, является улучшение взаимодействия товаропроизводителей со звеньями банковской системы. Проблема этого взаимодействия стала особенно злободневной в связи с тяжелейшим кризисом банковской системы, начавшимся в августе 1998 г. Кроме необходимости повышения надежности банков актуальнейший вопрос в этой области - более равномерное размещение сети банковских учреждений. Это необходимо для преодоления территориальных разрывов между оформлением сделок и их финансовым сопровождением, сокращения тем самым потребности заводов в собственных оборотных средствах и кредитах. Нуждается в обязательном совершенствовании и работа расчетно-кассовых центров. Необходимо значи-213

тельно увеличить и гарантировать скорость прохождения платежных документов в расчетах при поставках товаров, что позволит предприятиям сокращать расходы, связанные с обслуживанием банковских кредитов при краткосрочных сделках, и создавать складские запасы, обеспечивающие активное реагирование на возникающий спрос с предоставлением широкого набора услуг.

Асатрян, Рубен Саркисович