[свежие идеи для малого бизнеса]
список бизнес идейМетоды косвенного регулирования инновационного развития регион
Отказ государства от прямого административного управления хозяйственной деятельностью предприятий как одно из основных требований рыночной экономики предполагает применение альтернативных форм регулирования инвестиционного процесса. Среди них важное место занимает налоговое регулирование как один из важных методов управления хозяйством. Под налогами, сборами и платежами понимаются обязательные безвозмездные отчисления юридических лиц и граждан в бюджетную систему в определенных законодательством размерах и сроках.
С помощью налогов можно существенно влиять на деловую активность предприятий, активизируя или замедляя
предпринимательскую деятельность. В то же время платежеспособность предприятий является ограничителем зависимости размера налогообложения от потребности государства в финансовых ресурсах. Для предпринимателя небезразлично, какую долю дохода оставляет налоговая система для накопления. При повышении ставок уплата налогов осуществляется за счет средств, предназначенных на инвестирование, что является тормозом для развития предпринимательства и технического совершенствования производства. Действительным инструментом регулирования общего объема налогов и инвестиций являются налоговые льготы предоставленные отдельным категориям плательщиков. Они устанавливаются в виде: необлагаемого минимума объекта; изъятия из обложения определенных элементов объекта налога; освобождения от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков; понижения228
налоговых ставок; вычета из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);целевых налоговых льгот, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов); прочих налоговых льгот.
Представляемые налоговые льготы или послабления для производителя рассматриваются в качестве финансового ресурса -налогового кредита, который представляется, в отличии от прямых субсидий, не авансом, а в качестве поощрения за реальные результаты в инновационной деятельности.
Налоговые льготы для инвестора являются исключительно важным условием его заинтересованности вкладывать значительную часть своих доходов в инновационную деятельность. А налоговые льготы для субъектов инновационной деятельности являются сильным стимулом формирования межфирменных форм кооперации и интеграции в доведении научной идеи (замысла) до товарного вида и его коммерческой реализации. Наряду с этим, сильным побудительным мотивом к повышению инновационной активности может стать не столько представляемая льгота, сколько ее лишение или наказание за несоблюдение правил экономического поведения.
Таким образом, влияние налоговой политики на инновационную сферу многосторонне и осуществляется по разным направлениям: во-первых, она непосредственно стимулирует деятельность, направленную на получение знаний о природе, технике, технологиях, обществе и применении этих знаний в сфере решения инженерных и технологических проблем; во-вторых, она воздействует на предприятия сферы материального производства и стимулирует их мотивацию к развитию производства и обновлению основных средств на современной технологической основе; в-третьих, она воздействует на структуры финансово-кредитной сферы229
и повышает их заинтересованность в инвестировании инновационных "
процессов в обществе;
Характеризуя налоговую систему в целом, следует отметить,
что основная нормативная база, регламентирующая налоговое
законодательство, была создана на начальном этапе радикальных
реформ и поэтому далека от совершенства. Существующее
^ законодательство не учитывает специфику и особенности
инновационной сферы в отношениях создания, обмена и потребления
I инновационного товара и определяет ее в одном ряду с другими
категориями налогоплательщиков по наиболее значимым категориям налогов: налога на добавленную стоимость и спец. налога, налога на прибыль, налога на имущество, налога на землю и порядка амортизационных отчислений.
? Возможно говорить и о четко выраженном фискальном
характере налогового режима и о частных, адресных мерах
1 применения налоговых льгот, прежде всего, в зависимости от
источника финансирования и организационной принадлежности субъекта инновационной сферы. Так, освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость объемы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств государственного бюджета и внебюджетных фондов, а организации академического и вузовского сектора освобождены от уплаты налога на имущество, платы за землю и ряда местных налогов. В отношение других организаций действует избирательный принцип,
' отразившийся в предоставлении льгот или отсрочек по уплате
налогов по специальному перечню, утверждаемому решением кабинета министров республики.230
Характерным показателем низкой эффективности
действенности косвенных методов является низкий удельный вес собственных средств в структуре финансирования инновационной деятельности в регионе . В отличие от отечественной практики, собственные средства промышленных фирм развитых рыночных стран по объему и удельному весу занимают ведущее положение, причем наблюдается их постоянное возрастание. Это является следствием проводимой государством политики в области налоговых и амортизационных льгот, действие которых приостанавливается и возобновляется в зависимости от потребностей регулирования экономики. Наряду с налоговой, амортизационная политика служит эффективным рычагом государственного регулирования в рыночной экономике. Возможность применения методов ускоренной амортизации можно сопоставить с получением беспроцентной ссуды. Особенно это важно в отраслях, определяющих темпы научно-технического прогресса и характеризующиеся быстрыми сроками морального старения техники и технологии.
Полагаем, что принципиальные подходы к формированию системы стимулирования инновационного развития региона можно сформулировать следующим образом: соблюдение принципа равенства любых форм собственности в процессе стимулирования предпринимательской и инновационной активности; ориентация на стимулирование за достижение конечного результата - массовый выпуск товарной продукции, содержащей инновационные решения; дифференциация мер поощрения и наказания субъектов хозяйствования; использование разнообразных экономических и внеэкономических рычагов; определение этапности в применении стимулирующих мер в зависимости от целей и задач политики.231
По мере становления рыночных отношений все большую роль в отечественной экономике начинают играть косвенные методы регулирования инвестиционной деятельности. Это связано с усиливающей коммерциализацией науки, возрастанием в ней роли рыночных механизмов регулирования отношений по поводу создания и обмена инновационного товара; необходимости поддержания сильной мотивации инновационного поведения на рынке.
Сущность косвенного регулирования заключается в создании общего благоприятного инновационного климата, поощрения предприятий к активному осуществлению научно-технической деятельности, обмену технологиями, обновлению технических средств, освоению новых видов продукции, повышению квалификации кадров. При этом, государство, активно используя имеющиеся в его распоряжении полномочия, не контролирует осуществление конкретных инновационных мероприятий. По этим причинам общей тенденцией мировой практики является повышение удельного веса косвенных методов по сравнению с прямыми.
Одним из широко применяемым инструментом косвенного регулирования является механизм формирования внебюджетных инвестиционных фондов, предназначенных для содействия освоению инноваций в хозяйственной практике . В этой области, как и при осуществлении прямого финансирования, большое регулирующее значение имеет не только масса денежных средств, изымаемых (или не изымаемых) в бюджет, но и формы, методы этого изъятия, сроки уплаты соответствующих начислений и налогов и другие условия налогообложения.
Так в республике дополнительными источниками финансирования инновационной и научной деятельности выступают,232
в основном, пять внебюджетных фондов. Степень участия этих
фондов в содействии освоению достижений научно-технического
прогресса в промышленном производстве определяется их
инвестиционными возможностями, целями создания и приоритетами
деятельности (табл. 4.3.1).
Как показал анализ, ведущую роль в финансировании
региональных программ и проектов инновационного характера играет
внебюджетный республиканский фонд общеотраслевых и
межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ (фонд НИОКР), созданный Постановлением Кабинета
Министров республики Татарстан № 591 от 8 октября 1993 г. с целью
сохранения и рационального использования научно-технического
потенциала и создания эффективной, конкурентоспособной,
высокотехнологичной, мобильной экономики.
Таблица 4.3.1 Структура внебюджетных источников финансирования
инновационной деятельности.
Внебюджетные фонды 1996 год 1997 год
1) Внебюджетный фонд общеотраслевых и межотраслевых НИОКР (централизованная часть) 35.7 28.9
2) Фонд занятости 15.6 17.5
3) Фонд поддержки малого предпри-мательства 2.5 3.9
4) Фонд приватизации 35.3 37.4
5) Экологический фонд 10.9 12.3
В % к итогу 100.0 100.0
К основным целям деятельности фонда относится: во-первых, оказание финансовой поддержки научным и инновационным программам, проектам, исследованиям, направленным на создание233
новых видов наукоемкой продукции, сырья материалов и разработку новых и совершенствование применяемых технологий, мероприятиям и работам по повышению технологического уровня производства и продукции работам по стандартизации, сертификации и лицензированию продукции; разработке нормативных методических материалов; во-вторых, оказание организационного и финансового содействия в создании и развитии инфраструктуры научной и инновационной деятельности и развитии приобретение недвижимости системы научно-технической информации, в формировании банков данных научных разработок и инновационной продукции, изданию научно-технической литературы.
Для решения поставленных задач фонд: выражает интересы государства и проводит государственную политику в инновационной сфере республики; координирует направления расходования средств в рамках централизованной и нецентрализованной части фонда; осуществляет рассмотрение и экспертизу поступающих заявок на финансирование научно-технических и инновационных программ, проектов и отдельных работ; принимает решения о финансировании программ, проектов и работ на возвратной и безвозвратной основе; заключает с иными специализированными внебюджетными фондами республики Татарстан договоры и соглашения о совместном финансировании научно-технических и инновационных программ и проектов, находящихся на стыке приоритетных направлений экономики Татарстана; оказывает консультационное и методическое содействие в формировании тематических планов и программ научно-технического развития промышленных предприятий; осуществляет контроль за целевым использованием предприятиями средств нецентрализованной части фонда.234
Отчисления средств в фонд НИОКР являются обязательным видом платежей, в отличие от фонда технологического развития Российской федерации, средства которого формируются за счет добровольных отчислений . Плательщиками отчислений в Фонд НИОКР являются предприятия, учреждения, организации, объединения, являющиеся юридическими лицами, независимо от их ^ форм собственности и расположенные на территории Республики
[ Татарстан. Базой для отчисления в фонд НИОКР является
себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).
Обязательные отчисления средств налогоплательщиков образуют Фонд НИОКР, состоящий из централизованной и нецентрализованной частей, соотношение финансовых ресурсов в которых составляет в настоящее время 50% на 50%. Таким образом, Ш предполагается не централизация средств для кредитно-
инвестиционного обеспечения инвестиционных проектов, но и предоставление возможности налогоплательщикам определять самостоятельно направления использования средств на решение задач научно-технического характера лишь по согласованию с дирекцией фонда.
Нами была поставлена задача анализа эффективности использования внебюджетных средств для решения актуальных задач научно-технического развития промышленности республики и выработки рекомендаций как по совершенствованию организационного механизма деятельности фонда, так и по формированию инвестиционного портфеля фонда на основе критериев народнохозяйственной экономической и бюджетной эффективности.235
Основные направления и результаты деятельности фонда с момента принятия первых инвестиционных решений и по настоящее время представлены ниже. С 1994 по 1997 годы 570 предприятий Республики Татарстан подали на рассмотрении в Фонд НИОКР 684 бизнес-плана по реализации инвестиционных проектов. Из них около 60% составляют предприятия города Казани. Так пик деловой активности приходится на 1996 год, когда общая сумма заявляемых инвестиций составила более 500 млрд. рублей (табл. 4.3.2). При этом, среди сфер материального производства республики наибольший удельный вес выделенных средств приходится на предприятия промышленности (от 75% в 1994 году до 65% в 1997 г.), агропромышленный комплекс (от 1,5% в 1994 г. до 20% в 1997 г.), капитальное строительство (от 8 % в 1994 г. до 13 % в 1997 г.), научно-технический комплекс (от 15% в 1994 г. до 2% в 1997 г.). Следует отметить, что фонд, создаваемый прежде всего для поддержки предприятий и организаций отрасли "Наука и научное обслуживание", в настоящее время ориентирован на более широкую поддержку проектов, реализуемых в различных сферах материального производства.
Как видно из таблицы 4.3.2, не все представленные инвестиционные проекты получили положительное заключение экспертного совета фонда. Лишь около трети поданных бизнес-планов (в среднем 27,3% за рассматриваемый период) утверждается при первичном рассмотрении, что может свидетельствовать о высоких требованиях предварительной экспертизы на предмет соответствия представленных проектов критериям и предпочтениям, принятым в фонде.ж"| ------------"-------------------------_---------"?-"""Я!.
Таблица 4.3.2 Результаты экспертной работы фонда НИОКР за 1994 -1997 годы
Количество бизнес-планов, принятых к рассмотрению Объем
финансовых
средств Количество бизнес-планов, получивших положительное заключение Удельный вес(%) положительных решений
1994 125 62917 35 28
1995 197 322234 54 27,4
1996 208 542273 62 29,8
1997 154 270937 36 23,4
Итого 684 187 27,3
237
Отражением инвестиционной политики фонда, базирующейся на сформированных критериях и приоритетах, являются и данные таблиц 6-11 Приложения. Анализ данных таблиц позволяет сделать следующие выводы относительно кредитно-инвестиционной поддержки проектов, представленных в фонд. Во-первых, следует выделить гибкую кредитную политику фонда: так, в зависимости от общественной значимости проекта; его соответствия уставным целям, задачам и финансовым возможностям фонда; рыночного потенциала продукта, создаваемого в рамках проекта; показателей социальной и экономической эффективности - фондом выделялись долгосрочные и краткосрочные ссуды, а также, процентные и беспроцентные ссуды. Как видно, соотношение удельного веса краткосрочных и долгосрочных кредитов за исследуемый период изменяется в пользу последних, при этом значительно возрастает доля безвозвратных инвестиций. Это свидетельствует о том, что фонд сменил акценты в объектах инвестирования: он перешел от преимущественной поддержки процессов материализации научных идей на стадиях ее освоения в производстве и коммерциализации к преимущественной поддержке начальных этапов жизненного цикла инновационного процесса. Такое изменение в инвестиционной политике не могло не сказаться на текущих финансовых показателях самого фонда, и действительно, начиная с 1997 года фонд испытывает серьезные трудности с пополнением собственных оборотных средств в виде возвратов кредитов и процентов за пользование кредитами.
Во-вторых, в фонде применялся широкий спектр процентных ставок за пользование кредитом. При разбросе параметра платности за кредит от 10% до 60%, следует выделить в целом льготный характер инвестиционной поддержки, что в принципе полностью238
согласуется с предназначением и уставными задачами фонда. При этом стоимость кредитных ресурсов по годам анализа меняется незначительно (для более 80% проектов она составляла в среднем 23% годовых), а некоторые значения разброса по процентным ставкам могут быть объяснены неустойчивой динамикой изменения текущей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, к значению которой была привязана ставка фонда.
В-третьих, в фонде не использовался принцип формирования инвестиционного портфеля на основе программно-целевого подхода.Значительный разброс большого количества проектов по объемам финансирования (от 200 млн. рублей до 2000 млн. рублей) свидетельствует о разной направленности, отсутствии комплексности и взаимообусловленности, процессов инвестирования. В этой связи неизбежно возникает проблема множественного выбора из нескольких альтернатив. Причем данная проблема актуальна как для инвестора (в какой из предлагаемых проектов вложить средства?), так и для предприятия-реципиента (в осуществление какой идеи вложить средства?).
Для инвестора данная проблема решается на качественном уровне с помощью построения четкой системы приоритетов вложения денежных и иных средств. К сожалению, фонд не имел в своем распоряжении такую систему. Одним из способов решения указанной задачи на стыке качественного и количественного анализа является система бальной оценки и вычисления рейтинга проектов. Такие системы должны обладать свойством взвешенности бальных оценок, с тем, чтобы несколько критериев не перевешивали значимость всех остальных. Кроме того такая система должна сочетаться с вдумчивым экспресс-анализом, который позволяет отсеять неподходящий проект239
на ранней стадии экспертизы и без проведения трудоемких исследований.
В-четвертых, в фонде за соответствующий период времени не была сформирована соответствующая инфраструктура,
способствующая аудиту инноваций и продвижению на рынок наиболее перспективных из них. Это также привело к распылению средств фонда, и без того собираемых с большим трудом и недостаточных для структурной перестройки. Аппарат управления оказался не готов к выполнению большого объема работы по оценке возможностей предприятий в осуществлении предлагаемых проектов, проведению маркетинговых исследований и, особенно, по страхованию рисков, неизбежно сопровождающих инновационные проекты. Особенно необходимо выделить непроработанность аспектов финансового анализа и методики принятия инвестиционного решения, а также, отсутствие послеинвестиционного контроля за ходом выполнения проектов, получивших финансирование.
Существует несколько подходов к финансовому анализу капиталовложений, которые различаются по степени сложности. Все эти методы требуют того, чтобы все стороны инвестиционного процесса были выражены количественно (обычно в денежной форме) и оценены по критерию максимизации состояния владельцев акций (т.е. с точки зрения предполагаемой цели организации). Модель принятия и осуществления инвестиционных решений предполагает, что именно на этой стадии формируется окончательное решение о том, будут ли вложены деньги в проект, основанное на результатах финансового анализа.
Основываясь на выделенных стадиях финансового анализа и окончательного выбора мы предлагаем следующую240
последовательность (алгоритм) организации работ по выработке инвестиционного продажа квартир туапсе решения:
1. Заполнение и передача на рассмотрение стандартной финансовой документации, т.е. придание инвестиционному предложению официальной формы.
2. Классификация проектов по "типам". Классификация выделяет те проекты, которые должны быть просто одобрены с финансовой точки зрения, и те, которые должны обеспечивать определенную норму прибыли для того, чтобы считаться приемлемыми.
3. Осуществление финансового анализа предоставленной информации, в рамках которого оцениваются финансовые результаты внедрения того или иного объекта инвестирования.
4. Сопоставление результатов финансового анализа с предварительно установленными критериями отбора. Чтобы быть принятым, проект должен удовлетворять или даже превышать эти финансовые критерии.
5. Рассмотрение проекта с точки зрения бюджета на текущий или будущий отчетный период. Вопрос, имеются ли в наличии достаточные средства для финансирования капиталовложений, должен быть решен до того, как будет принято окончательное решение.
6. Решение одобрить или отвергнуть инвестиционный проект. Здесь решается, будет ли организация осуществлять затраты для реализации проекта.
7. Если проект одобрен, то разрабатывается система мониторинга за ходом реализации проекта, которая позволяет корректировать процесс осуществления капиталовложений.241
В разных ситуациях каждому из вышеперечисленных шагов может придаваться большее или меньшее значение, хотя и общепризнанно, что все они являются необходимыми компонентами процесса принятия инвестиционных решений. На основании предложенного алгоритма порядок получения финансирования по программам и проектам из централизованной части фонда, на наш взгляд, должен включать в себя следующие мероприятия (рис.4.3.1):
1. Предложения о реализации инновационных программ и проектов за счет средств Фонда представляются исполнительному директору Фонда. Комплект представляемых документов формируется организациями и лицами, обращающимися в Фонд. В него входят: инвестиционная заявка и бизнес-план инвестиционного проекта. Как правило, инвестиционная заявка предшествует представление бизнес-плана инвестиционного и инновационного проекта. Она имеет своей целью, во-первых, выявить соответствующие инвестиционные предложения, с которым обращается заявитель, целям, приоритетам и предназначению фонда НИОКР, а, во-вторых, сократить время и расходы на экспертные работы, как Фонда, так и самих заявителей в случае, если предполагаемый проект не соответствует приоритетам и приемлемым объемам затрат и показателям эффективности, принятым в работе Фонда.
Так, в силу сложившейся экономической ситуации, на этапе 1998-1999 годов при рассмотрении инновационных предложений фонду НИОКР следует руководствоваться следующими критериями и приоритетами : во-первых, направленность инвестиций на создание продукции научно-производственного назначения242
Бизнес-планы на инвестиционные проекты предприятий и организаций РТ
Я- # О ^ & ^
Инвестиционная заявка, предварительная экспертиза
# -0- & # 4>
Независимая экспертиза
_______________&__________&__________&__________&_______________
Рекомендации о выделении финансирования
(Заключение экспертной группы по проектам)
---------------------------$-------------3--------------^---------------------------
координационный совет .министерства финансов г 1 : приоритеты,
соответствие прогнозам социально-экономического развития РТ,
формирование инвестиционного портфеля фонда
______________2______2______________
Кабинет Министров РТ: Постановление о выделении кредита
Рис. 4.3.1 Схема финансирования инвестиционных проектов (за счет централизованной части фонда).243
конкурентоспособной на международном рынке; во-вторых, наличие подтвержденного платежеспособного рыночного спроса на создаваемые продукты и технологии; в-третьих, срок окупаемости инвестиционных проектов не должен превышать 2-3 года, а уровень рентабельности составлять не меньше 15-25%; в-четвертых, необходимо ориентироваться исключительно на мега-проекты -целевые программы, предполагающие участие нескольких предприятий Татарстана и выполнение взаимосвязанных проектов, объединенных единой целью, ресурсами и сроками выполнения; в-пятых, в качестве обязательного условия для снижения инвестиционного риска фонда должно быть предусмотрено долевое участие разнообразных источников финансирования проектов; в-шестых, должен быть обеспечен льготный характер инвестирования (на уровне половины учетной ставки Центробанка Российской Федерации на момент принятия решения о выделении инвестиций).
В случае соответствия проекта приоритетам и возможностям Фонда, на экспертизу предоставляется бизнес-план инвестиционного проекта.
2. Бизнес-план предоставляется по форме утверждаемой Координационным Советом фонда НИОКР, и соответствующий международным требованиям к планированию и анализу оценки эффективности инвестиционных проектов.
3. Бизнес-план подвергается независимой экспертизе, включающей всесторонний и детальный анализ по оценке экономической, бюджетной и коммерческой эффективности;
4. Предложения, получившие положительное заключение экспертизы, рассматриваются Координационным Советом фонда с244
целью приоритетности их осуществления за счет средств централизуемой части фонда.
5. По результатам решения Координационного Совета готовится Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан о целевом финансировании инновационных и инвестиционных проектов.
6. В дальнейшем, получение средств и отчетность в их целевом использовании определяется во взаимоотношениях между предприятием - заемщиком и коммерческим банком.
Как справедливо отмечается рядом авторов, инвестиционный процесс не заканчивается переводом средств на счет заемщика, поскольку важнейшим элементом инвестирования является наблюдение и контроль за ходом выполнения проекта . Нам представляется, что функции как технологического аудита инноваций, так и наблюдения и контроля за ходом инвестиционного проекта должны быть возложены на страховую организацию, специализирующуюся на страховании рисков региональных инвестиционных и инновационных проектов. Схема действия подобной организации как элемента инфраструктуры внебюджетного фонда представлена на рисунке 4.3.2. Финансовую основу страховой организации должны составить целевые вложения средств как со стороны самого внебюджетного фонда, так и страховые взносы со стороны предприятий-участников инвестиционных проектов. Важным условием для стимулирования активной страховой деятельности может быть предоставление налоговых льгот и послаблений по местным налогам для предприятий и организаций региона, участвующих своими целевыми вложениями в формировании уставного фонда страховой организацииПредприятия и организации региона
налоговые льготы
Местные органы власти и фонд НИОКР
вложение средств вложение
Региональная
страховая
организация
Страховой взнос
взыскание ущерба
Возмеще кие потерь "
Предприятие -заказчик НП ^
Заказ на НП Исполнитель-реципиент
Рис 4.3.2. Схема действия страховой организации, специализирующейся на страховании региональных научно-технических проектов246
Обязательными участниками страховой сделки являются как заказчик на инновационную и научно-техническую продукцию, так и предприятие-реципиент. При этом возможны два варианта их участия в сделке инвестиционного страхования. В случае, если кредит выдается под продукцию производственно-технического назначения, то предприятие-заказчик, размещая заказ на ее изготовление, выступает по сути гарантом кредита и поэтому осуществляет страховые взносы. При проявления технических рисков т.е. рисков недостижения исполнителем запланированных технических параметров в ходе конструкторских и технологических разработок инноваций, региональная страховая организация возмещает потери заказчику (в размере страхового взноса) и внебюджетному фонду (в размере предоставленного кредита), взыскивая их с исполнителя. В случае кредитования продукции, предназначенной для потребительского рынка и обладающей значительным рыночным "-потенциалом, все издержки инвестиционного страхования должно нести на себе предприятие-реципиент, реализующее проект.
Таким образом, в ходе проведенных исследований можно сделать следующие выводы: во-первых, использование в республике косвенных методов регулирования инвестиционной деятельности, а именно, введение налога на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (налог на НИОКР) способствовало повышению инвестиционной активности участников рынка. При этом обязательный характер платежа, в отличие от общефедерального, позволил сформировать мощную финансовую базу для повышения технической и технологической базы промышленности и создания конкурентоспособной продукции.247
Во-вторых, в создании и особенно в использовании средств фонда НИОКР имелись существенные недостатки, снижающие его возможности осуществления структурной перестройки
промышленности. Прежде всего это касается отсутствия четких методических подходов к формированию инвестиционного портфеля на основе программно-целевых методов, аудита инноваций и контроля за ходом выполнения проектов страхования инвестиционных рисков, а также неразвитостью инфраструктуры коммерческого продвижения инноваций на рынок.
В-третьих, разработанный алгоритм организации работ по выработке инвестиционного решения позволил сформулировать систему критериев и приоритетов, а также, порядок кредитно-инвестиционного обеспечения проектов за счет централизованной части фонда.
В-четвертых, разработанная схема функционирования страховой организации, специализирующейся на страховании научно-технических и инновационных проектов, аудите инноваций, мониторинге и послеинвестиционном контроле призвана стать важным элементом инфраструктуры инновационной финансово -кредитной системы региона.
Стрекалов, Олег Борисович