Моделирование как средство развития теории и совершенствования методологии бухгалтерского учета

Развитие цивилизации - это развитие и совершенствование форм представления информации об окружающем нас мире, которое становится возможным, благодаря обмену информацией. Совершенствование и появление принципиально новых средств обмена информацией открывает новые, иногда грандиозные возможности дальнейшего развития цивилизации, как это случалось ранее в связи с появлением языка, письменности и счета, как это случилось в конце двадцатого столетия в связи с компьютерной революцией и появлением невиданных ранее возможностей программно-информационных технологий, которые всего несколько десятилетий назад могли рассматриваться только в качестве сюжетов фантастических романов.

Но возможности восприятия информации и эффективного ее использования человеком, если и изменились, то не настолько, чтобы конкурировать со скоростью ее получения, преобразования и передачи в компьютерных системах, и на сегодня они остаются такими же скромными, как и на заре развития цивилизации. "Пропускная способность органов восприятия у человека, - отмечает Е.Г.Ясин, - характеризуется скромной цифрой - 25 битов в секунду" [193, с. 103] . Для сравнения скорость передачи сообщений через телефонную сеть с помощью модема составляет по данным 1200, 2400, 9600 и более бит в секунду , т.е. превышает сегодня возможности человеческого восприятия в тысячи раз!

Таким образом, изначально ограниченные логико-вычислительные возможности восприятия информации человеком сегодня пришли в известное противоречие с возможностями созданных им же технических средств для усиления этих возможностей. "Чтобы справиться с растущими потоками подлежащей восприятию информации, - пишет далее Е.Г.Ясин, - человек выделяет в них наиболее часто повторяющиеся элементы и закономерные связи между ними, формируя определенные представления о "нормальном"29 ходе отображаемых процессов, т.е. некоторые нормы и стандарты, в сравнении

с которыми оцениваются фактические события. Стандарт при этом становится

точкой опоры. Знание этих норм о базе и нормативах отклонений,

подготавливает человека к восприятию информации" [193, с. 103].

Заметим, что в данном случае стандарт рассматривается как некий образец, т.е. эталон или эталонная модель, ограничивающая реальное разнообразие информационных потоков, благодаря чему информация становится доступной, т.е. воспринимаемой ее пользователем. Если видимое разнообразие информации и объемы ее велики, и она рассчитана на широкий круг разноподготовленных к ее восприятию пользователей, то наиболее эффективным способом ее представления в доступной форме, как показывает многовековой опыт, являются рецепты1, эффективность действия которых доказывается соответствующими примерами, в том числе и исторического характера.

Но рецептурный подход при всем при этом таит в себе определенные опасности, поскольку зачастую предполагает неосознанное их применение к уже изменившимся условиям. В самой фразе: "по этой проблеме не имеется готовых 1c производство рецептов ее решения", содержится своего рода установка на возможность найти этот готовый рецепт где-то в информационном банке данных, не прибегая к самостоятельным доказательным выводам, чему, впрочем, соответствует этимология слова "рецепт", что значит -"полученное".

Альтернатива рецептурному подходу хорошо известна - это те же самые "рецепты", т.е. стандарты будущих действий, но не используемые бездоказательно, а выводимые путем доказательных или правдоподобных рассуждений (по поводу различия этих типов рассуждений: Д.Пойа [118,

1 "РЕЦЕПТ [< лат. гесерШт полученное]-...указание состава и способа приготовления какого-л. раствора, смеси, кушанья и т.п." . Любопытно, что Р.Ледли в рабте проводит аналогию между рецептами поваренной книги и методами программирования задач на алгоязыках, где также, как в рецептуре, указывается из чего -операторы описания, и как - операторы действия, составляется программа для ЭВМ, имеющая своим результатом решение поставленной задачи.30 с. 14-18]), на основе минимального числа принципов и постулатов, т.е. истин

или аксиом, принимаемых в рамках данной теории без доказательств, т.е. на

основе так называемого здравого смысла.

Этой цели и служат методы моделирования, т.е. методы мысленного или ограниченного натурного эксперимента, позволяющие распространить полученные выводы на более широкое множество объектов, но при заранее оговоренных условиях, выполнение которых необходимо для того, чтобы результаты моделирования подтвердились и на реальном объекте. Наиболее совершенными из них являются, как известно, методы математического моделирования, занявшие к настоящему времени достойное место в общетеоретических и прикладных экономических исследованиях

[2,10,12,18,23,35,45,48,49,55,59,76,81,82,83,85,89,90,95,103,104,172], но, к сожалению, не получившие должного признания и распространения в моделировании бухгалтерского учета.

В то же время, бухгалтерский учет как область экономики имеет историю более длительную, чем все остальные экономические науки, и является одной из первых, созданных человеком информационных технологий, оперирующей преимущественно с таблично-числовыми потоками информации, формы представления которой, в том числе и изложение самой методики -алгоритмов преобразования информации, не претерпели каких-либо принципиальных изменений за прошедшие пятьсот лет, с момента появления известного трактата Луки Пачоли "О счетах и записях" .

Сам текст трактата, как это следует из его русского перевода, носит преимущественно рецептурный характер, что кажется довольно странным, если учесть, что его автор - францисканский монах Лука Пачоли, был профессором математики, а сама книга, в которую включен этот исторический трактат, судя по ее общему названию: "Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях", является математическим исследованием, для31 которых подобный стиль изложения, 1c сопровождение начиная со времен Евклида, не является

характерным2.

Чтобы в полной мере оценить ту дистанцию, которая реально существует между математическим и бухгалтерским стилем мышления, процитируем крупнейшего математика XX века - отца кибернетики Норберта Винера (1894-1964), который дважды и довольно критично высказывался по этому поводу в своей знаменитой автобиографической книге: "Я -математик". Так, говоря о том, как трудно объяснить неспециалистам, что же такое представляет собой математика как наука, он пишет следующее: "Математика для них - нечто в высшей степени скучное, сухое и отвлеченное. Если о ней когда-нибудь вспоминают, то она ассоциируется с неким подсобным аппаратом физики или с работой статистиков; в наиболее печальных случаях считается, что это почти то же самое, что занятие бухгалтерией (выделено мной, О.К.)" .

В другом месте, суммируя опыт своего неудачного профессионального сотрудничества с бухгалтером, которого он в годы второй мировой войны нанял к себе на работу в качестве вычислителя, Н.Винер пишет: "Быть точным до последнего цента -это было делом его совести, и он просто не мог понять, что физические величины измеряются не в центах, а по скользящей шкале, в которой то, что является центом в одной задаче, может оказаться долларом в другой" . Таков, нарисованный Н.Винером, психологический портрет американского бухгалтера тридцатых-сороковых годов XX века: безупречная профессиональная этика в сочетании с почти полным отсутствием каких-либо признаков творческого подхода к делу и, что интересно, в отношении к проблеме относительной оценки точности измерения физических величин. Но здесь также, на наш взгляд, косвенно затронута проблема

2 В связи с этим представляются любопытными сенсационные выводы Б. Ван ден Бранда, сделанные им в докладе по истории бухгалтерского учета на XXI Европейском конгрессе бухгалтеров: "а) Лука Пачоли не писал "Трактата о счетах и записях", а вставил в свой труд "Сумма" (1494 г.) конспект лекций, прочитанных в одной из коммерческих школ Венеции; б) копия этого конспекта была и у Яна Импена (голландского бухгалтера, О.К.)" [153, с. 103]32 профессионального образования бухгалтера, в котором из-за отсутствия

адекватных сложности предмета средств изображения и сегодня еще

преобладает рецептурный подход, порождающий соответствующую

психологическую установку: всегда следовать готовым рецептам, т.е.

стандартам и принципам, не задумываясь над их происхождением.

"Но цель бухгалтерского учета, -пишет Т.Н.Малькова, обсуждая уже

вопросы профессиональной этики современного нам российского бухгалтера,

-информационная модель экономики предприятия, адэкватная

действительному состоянию дел. Насилие над методологией ведет к

фальсификации учетной информации и обесценивает понятие

профессиональной этики, а в целом имеет своим результатом потерю

профессионализма. Получается так, что роль бухгалтера - слепо и точно

следовать инструкциям и в то же время изощренно нарушать их"

Кольвах, Олег Иванович