Методика выбора и обоснования стратегии государственного регулирования регионального продовольственного рынка

В условиях существования определенных сложившихся подходов к регулированию продовольственного рынка на федеральном уровне, отраженных в существующих Федеральных законах и Постановлениях Правительства, возможны различные стратегии регулирования рынка на региональном уровне, которые будут отличаться как величиной требуемых ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, времени), так и достигнутыми результатами. При выборе конкретной стратегии существенную роль будут играть не только чисто экономические факторы, но и социальные последствия принимаемых решений, которые могут оказать значительное влияние на политическую стабильность в регионе.

В связи с тем, что проведение эксперимента в естественных условиях функционирования рынка невозможно, выбор стратегии государственного регулирования регионального продовольственного рынка в каждом конкретном случае целесообразно осуществлять путем априорного сравнительного анализа различных возможных стратегий с использованием экономико-математического моделирования.

Разработка экономико-математической модели функционирования регионального продовольственного рынка сопряжена с необходимостью решения ряда задач. Первой и наиболее сложной задачей является выбор критерия для оценки эффективности стратегии. Множественность целей государственного268

регулирования регионального продовольственного рынка приводит к тому, что количество различных возможных критериев так же будет достаточно велико. В данном случае такими критериями, как показал анализ ситуации на продовольственном рынке, проведенный в предыдущей главе, могут быть:

- доля удовлетворенного спроса по отдельным товарным группам в целом по региону или по отдельным группам населения;

- доля неудовлетворенного спроса по отдельным товарным группам в целом по региону или по отдельным группам населения;

- доля расходов на продовольственные товары в общих доходах населения в целом по региону;

- доля расходов на продовольственные товары в общих доходах населения по отдельным группам населения;

- величина платежеспособной потребности социально незащищенных слоев населения по отдельным товарным группам и степень ее близости к объективно необходимым биологическим нормам;

- уровень цен на продовольственные товары (в целом и по отдельным товарным группам);

- величина свободного дохода населения;

-доля населения с уровнем дохода ниже прожиточного минимума ( или ниже некоторой наперед заданной величины);

- уровень цен на продовольственные товары местного производства;

- затраты на реализацию выбранной стратегии;

- период времени, в течении которого достигается желаемый эффект от использования выбранной стратегии, и др.

В любом из перечисленных случаев оценка эффективности стратегии может быть получена как разность между желаемым состоянием продовольственного269

рынка и прогнозируемыми результатами при использовании предлагаемого варианта стратегии и при сохранении существующей стратегии с учетом возможных изменений независимых параметров.

При необходимости использования одновременно нескольких критериев возникает задача формирования обобщенного критерия эффективности. На сегодняшний день не существует достаточно надежных и общепризнанных методов согласования нескольких критериев. В зависимости от поставленной задачи и свойств отдельных критериев могут быть использованы следующие методы: 1 .Равномерной оптимальности:

п

^суммарно* = 2 ^а.-(_ О* - РЛ* критериев с одинаковыми единицами измерения;

1=1

^суммарно* = 2Л 77Г~ I а. ~ДПЯ ФитеРиев, имеющих различные единицы

.=1 V %> )

измерения.

2.Справедливого компромисса:

суммарное XI О

,=1 В;

В; = тахх\^ -тгаД; 3.Гарантированного результата Суммарное = тах,(штД) 4.Доминирующего результата270

5.Идеальной точки:

^""ое = ~(Е(Щ -таххЩ)2)

В приведенных выше соотношениях:

^суммарное - обобщенный критерий;

УУ, - частный критерий;

УУ|Р - рациональное (желательное) значение критерия Щ;

а, - коэффициент значимости критерия УМ,,

I - общее количество используемых критериев,

к=+1, если увеличение критерия \Л/) приводит к увеличению ^суммарное,

к= -1, если увеличение критерия УУ| приводит к уменьшению УУсуммарное,

X - вектор управляемых параметров.

В системах поддержки принятия решений достаточно часто также применяется метод нахождения области Парето. В этом случае сначала вводится понятие доминирования решения:

х>у" \\Г,(х)>\У,(у),Ух,усХ, Уц Эк; ^(х)>^(у),Ух,усХ

Тогда множество всех решений запишется следующим образом:

х" ={х0 сХ: Зу > х() х0,усХ

Если множество X состоит из конечного числа решений X ={х-ь Хг, ..., к*}, для нахождения области Парето может быть применен алгоритм, попарного сравнения всех допустимых решений с учетом наложенных ограничений, при этом будет найдено конечное число Парето оптимальных решений. Окончательное решение внутри найденной области Парето определяется методом уступок. Возможен также переход к однокритериальной задаче путем выбора наиболее значимого критерия и перевода остальных в разряд ограничений, когда требуется271

достижение экстремума одного критерия при не уменьшении (не увеличении) остальных.

Коэффициенты значимости а\ могут быть определены различными способами, например, методом экспертных оценок с использованием мнений независимых экспертов или специально созданного экспертного совета. Ранжирование критериев можно осуществить путем прямого назначения величины коэффициентов значимости в соответствии с заранее принятой шкалой оценки с дальнейшим их нормированием, т.е. приведением к диапазону или без нормирования. Однако, в связи с трудностями ранжирования равнозначных или близких по значимости критериев, целесообразно для этой цели применить метод попарных сравнений с использованием заранее выбранной шкалы предпочтений. В основу этого метода положено сравнение всего лишь двух факторов, повторяемое много раз для каждой пары факторов с использованием заранее выбранной шкалы предпочтений. Исследования показали, что наиболее рациональной является пятизначная шкала предпочтений следующего вида.

Таблица 5.1

Количественная оценка | Качественная оценка

1 ! Факторы равнозначны

2 Незначительное предпочтение ;

3 Существенное предпочтение

4 I Очевидное предпочтение

5______________I_______Абсолютное предпочтение

На основе школы предпочтений определяются величины Ьу,, которые характеризуют степень предпочтения критерия УЧ, по отношению к критерию У\^. При этом принимается, что:

Тогда коэффициент значимости а{ определится как:272

Н 1=1

Проверку правильности выбранных значений Ьу необходимо осуществлять по признаку согласованности:

|,к 1^ }Л.

Данный метод является более точным, т.к. здесь не просто присваивается весовой коэффициент каждому критерию, но и осуществляется оценка каждого критерия по отношению к остальным.

Как следует из всего вышесказанного, использование любого из перечисленных методов вносит в решение поставленной задачи значительную долю субъективизма как за счет выбора обобщенного критерия, так и за счет ранжирования частных критериев. Вероятностный характер некоторых независимых переменных, таких как колебания спроса, курса валют, ожиданий потребителей и ряда других факторов, а так же невозможность точно определить границы изменения некоторых параметров приводит к появлению дополнительной неопределенности. В этой связи наиболее рациональным представляется использование интерактивного метода нахождения окончательного решения, при котором получают некоторое количество допустимых решений при различных граничных условиях и допущениях с использованием различных критериев, а выбор окончательного варианта остается за экспертом.

Весьма важным при выборе и оценке стратегии государственного регулирования регионального рынка является требование достоверности результатов моделирования. Априорная оценка эффективности стратегии неизбежно носит вероятностный характер, следовательно, речь может идти только о степени вероятности достоверности оценки. В нашем случае это означает273

требование сбываемое™ рассчитанного прогноза с наперед заданной достоверностью.

Для проверки разработанной модели на достоверность необходимо произвести сравнение реально достигнутой эффективности и эффективности, полученной в результате моделирования для какой-либо ранее реализованной стратегии.

Следующим важным фактором, характеризующим как достоверность полученных результатов, так и возможность их использования является устойчивость полученной оценки к изменению неуправляемых параметров. Для проверки устойчивости необходимо проведение исследований с помощью модели для нахождения диапазонов изменения неуправляемых параметров, в которых сохраняется устойчивость оценки. Другими словами, необходимо определить, при каких изменениях неуправляемых параметров выбранная стратегия будет оставаться наиболее эффективной. При этом для более точной оценки необходимо принять во внимание не только диапазон, но и вероятность изменения неуправляемых параметров, которая далеко не всегда может быть оценена с достаточной степенью точности, а так же взаимное влияние неуправляемых параметров, которое также не всегда поддается точной оценке.

С проблемой устойчивости и достоверности модели тесно связана проблема выбора периода прогнозирования. С уменьшением периода прогнозирования растет устойчивость модели и достоверность полученных результатов, т.к. на небольших промежутках времени многие неуправляемые параметры можно с достаточной степенью точности считать постоянными или изменяющимися по известным законам. С другой стороны, при расчетах на небольшие периоды времени теряется возможность учета отдаленных последствий принимаемых решений. Кроме того, как любая экономическая система, региональный274

продовольственный готовый дневник по учебной практике рынок обладает инерционностью к внешним воздействиям, т.е. последствия от большинства изменений ощущаются не сразу, а по прошествии некоторого времени (от нескольких дней до нескольких месяцев и даже лет). Следовательно, период прогнозирования в любом случае должен быть больше интервала, через который возможно ожидать наступления изменений.

И наконец, как указывалось выше, региональный продовольственный рынок обладает свойством динамической транспозиции, когда результирующий параметр (один или несколько) становится факторным. В этих условиях любое внешнее воздействие способно привести к возникновению колебаний, своего рода переходного процесса, в результате которого система перейдет в новое состояние. Следовательно, период прогнозирования желательно выбирать исходя также из ожидаемой длительности возникающего переходного процесса.

Важной проблемой, возникающей при моделировании функционирования регионального продовольственного рынка, является формирование системы ограничений. Ограничения могут быть наложены как на параметры модели, так и на показатели эффективности, не используемые в качестве критериальных. Ограничения, наложенные на управляемые параметры модели, обусловлены ограниченностью имеющихся ресурсов и резервов для реализации избранной стратегии и с математической точки зрения обеспечивают сходимость решения. Напротив, ограничения на показатели эффективности, не являющиеся критериальными, могут привести к отсутствию решения в силу чрезмерно жестких требований, поэтому на начальном этапе решения эти ограничения не должны быть жесткими. Ограничения могут быть наложены и на независимые переменные. В этом случае они определяют возможный диапазон изменения детерминированных переменных или диапазон изменения математического ожидания и дисперсии случайных переменных. Такие ограничения могут быть275

получены в результате предварительного исследования иа основе имеющихся статистических данных поведения независимых переменных и являются весьма полезными, т.к. сужают границы поиска решения и, следовательно, количество просматриваемых вариантов.

В обобщенном виде набор и взаимосвязь факторов, формирующих региональный продовольственный рынок, представлены на рис. 5.1.

Построение подобной экономической схемы позволило перейти к моделированию процесса функционирования рынка и на этой основе обеспечить рациональный, обоснованный соответствующими расчетами, выбор стратегии его развития.

Уравнения модели регионального продовольственного рынка можно сгруппировать в следующие блоки:

1. Моделирование спроса на товары конкретной товарной группы.

Спрос - это специфическая форма выражения потребностей в условиях товарно-денежных отношений. Однако спрос выражает не все потребности, а только ту их часть, которая может быть удовлетворена исходя из наличия денежных средств у населения и складывающихся на рынке цен.

Таким образом, спрос - это вынесенные на рынок платежеспособные потребности населения, которые могут быть удовлетворены при наличии соответствующего им товарного предложения. Величина (объем) спроса определяется наибольшим количеством товара, который покупатель готов купить по предложенной цене за некоторый период времени.

Вместе с тем спрос это не проста сумма денежных средств населения, которая направляется на покупку товаров, но и выражение требований покупателей к потребительской стоимости товаров. Спрос предъявляется не на товары вообще, а на товары с определенными потребительскими признаками и свойствами.

Демографи-

ческий

состав

населения

Регулирование рынка на федеральном уровне

З1

""Числён""

ность населения

репюн_а_

Группы населения, -дифференцированные по

уровню

дохода

-Л-........"------.

"""МинЖШтШьш" размер заработной

_____ллаш_............._

лшм

......Размер

социальных

...Ш.Г

!]ЛЗХ.

...,."1_____

Уровень занятость и

I.....'3

Федеральные I налоги с юрид.|

лиц I

3:

Размер

таможенных

пошлин

Доля населения с

конкретным размерном дохода^

Размер дохода

..........~т:

-Т:::~

Налоги и

обязательные

платежи

Средний

состав семьи

1

ИЗ"

©

Свободный доход на одного работающего

Количество потребителей

Свободный

доход на одного

потребителя

СИ

А±-

Группы товаров

-7-

Уровень цен

Традиции потребления

2

Рекламная деятельность

"I

Сезон года

____1___

Платежеспособная

потребность на одного потребителя

Доля товаров хозяйстве, произ

личного потр___

X

Полный спрос на товары данной товарной группы

Доля товаров, реализуемых через систему социальной поддержки

Структура спроса в рассматриваемой группе населени

Общая структура спроса в регионе

Рис. 5.1. Схема взаимосвязи факторов, формирующих продовольственный рын

Регулирование рынка на региональном уровне!

Региональные и местные налоги

1

Прямая поддержка пр-ва

........----......"Г .....

(з)7Ч

*4

©-

©-

- -*.................. -~......-. - -------.............т_ - ........-......- - -..... - - - ~ -

Местные поставщики

Объем производства ] [ Уровень це(у [ Доля товаров, остающихся в регионе_]

Г""1." ~ "~

С..........-... -С

......._..........____к..........._............................__............л........___...........___..........._ ..... г

Поставщики из других регионов

Объем производства

----------

Состояние рынка в регионе расположения поставщика

.1___4_

Объем поставки

Уровень пен

т~:

Поставки по импорту

Объем поставки

Уровень цен

-[ Цена к реализации^

| Общее прс пои (.ни", товара иннон юварной группы]

Возможности торгу .о.дих ор[ан.паци,1 1

т^--^.....

В^ьмолносш 1ранспортных организаций \*----~/б )

[Общая структура предложения в репюне) \^_)

----^ Неудовлетворенны

-г[_Удо

влетвореннын278

Т.к. спрос определяется как платежеспособная потребность, то не всякая потребность есть спрос.

В общем виде платежеспособная потребность в товаре конкретной товарной группы представляет собой многофакторную зависимость и определяется как:

П;=Р(Д, Ц, ЦЗЬ ЦД, ЦН" ИР, Р" С, Тр, Е), где: П| - платежеспособная потребность в товаре 1-ой товарной группы (в расчете на душу населения);

} - номер товарной группы, 1=1,2,...,!;

I - общее количество товарных групп продовольственных товаров;

Д - свободный доход потребителей;

Ц г- средняя цена на товары 1-ой товарной группы;

ЦЗ; = / ЦЗ1, Ц32,...,ЦЗк / - вектор цен на товары-субституты, заменяющие данный товар в потреблении;

ЦД = / ЦОи, ЦД2,...,ЦДп / - вектор цен на комплиментарные товары, дополняющие данный товар в потреблении;

ЦН = / ЦНЦ, ЦН2,...,ЦНГ/ - вектор цен на непродовольственные товары;

НР - нетоварные расходы населения;

Р, - интенсивность рекламной деятельности на рынке товара 1-ой товарной группы;

С - сезон года;

Тр - традиции потребления, формирующие вкусы и предпочтения потребителей;

Е - ожидания потребителей.

Очевидно, что между величиной потребности в товаре П; и ценами на товары-субституты существует прямая зависимость, т.е. с увеличением ЦЗ) потребность П; увеличивается, в то время, как между П; и ценами на комплиментарные и279 непродовольственные товары, а также нетоварными расходами зависимость

будет обратная.

Ситуация не столь проста при анализе влияния на спрос доходов

потребителей. Известно, что в зависимости от характера изменения спроса при

изменении уровня дохода потребителя по отношению к цене товара, все товары

могут быть разделены на две категории: полноценные (нормальные) товары,

спрос на которые растет с ростом дохода, и неполноценные или товары низшей

категории, для которых характерна обратная зависимость. С ростом уровня

свободного дохода потребителя товар может перейти из категории полноценных в

категорию неполноценных. Кроме того, при низком уровне дохода спрос на

некоторые товары полностью отсутствует. Следовательно, в первом приближении

зависимость платежеспособной потребности в конкретном товаре от уровня

свободного дохода по отношению к цене рассматриваемого товара можно описать

следующим соотношением:

ВД) =

0 прид; <(Й;

А1( *(

"12,.-сП,. ПРИ (Л; <<5( <<32;

А1, при ё2; <ё1 < (13,

А2'_А1'*(ё,. аз,) + А1,

(34, - с13; ' при дЗ, <д,. <<14,.

А1 при 64. <<1.

где: 6\ = Д / Ц, - уровень дохода по отношению к цене товара 1-ой товарной группы; 0*1, - уровень дохода, до которого отсутствует платежеспособная потребность

в товаре ьой товарной группы; 62; - уровень дохода, до которого потребность в данном товаре увеличивается

с ростом дохода; с!31 - уровень дохода, начиная с которого потребность в товаре начинает снижаться;280 о"4, - уровень дохода, до которого потребность в товаре уменьшается с ростом

дохода;

А1,- - максимальная потребность в товаре;

А2; - минимальная потребность в товаре для лиц с высоким уровнем дохода.

Приведенные соотношения получены для случая, когда кривая спроса с достаточной степенью точности может быть аппроксимирована прямой линией, что справедливо при незначительных колебаниях цены, а так же для товаров первой необходимости. Если кривая спроса существенно нелинейна, в приведенных выше зависимостях необходимо перейти от линейных соотношений к нелинейным.

Интенсивность рекламной деятельности не оказывает существенного влияния на величину платежеспособного спроса на товары первой необходимости и на товары, являющиеся традиционными для рассматриваемого региона, следовательно, для таких товарных групп этот параметр можно не учитывать. Для остальных товаров зависимость потребности от интенсивности рекламной деятельности можно представить в следующем виде:

П,-(Р) =

Ь-а.Р.

П + ' ' ' Р < Р

1П\

П;0+Ь(

1 +

Рш,(1-Ч,У

,Р,>Р;

I 1П1

где: Пю - платежеспособная готовый дневник преддипломной практики потребность в товарах 1-ой товарной группы при отсутствии рекламы; Р{ - средний уровень затрат на рекламу товара 1-ой товарной группы на

рассматриваемом сегменте рынка; Рт - уровень затрат на рекламу, начиная с которого дальнейшее их

увеличение не приводит к существенному увеличению спроса пь д, - коэффициенты, зависящие от вида товара, причем я,<1.281

Влияние традиций потребления будет сказываться на величине коэффициентов А1;, А2,, 61,- 6АЬ Ьь ^, а влияние сезона года приведет к наличию функциональной зависимости этих коэффициентов от времени в виде периодических колебаний той или иной интенсивности, которые можно не учитывать при долгосрочных прогнозах.

В целом окончательный вид функции Р будет зависеть от вида товара и может быть получен путем анализа статистических данных.

Ранее было отмечено, что все расчеты целесообразно вести по группам населения с различным уровнем дохода. Тогда на основании функциональной зависимости для П, становится возможным рассчитать платежеспособную потребность в товаре 1-ой товарной группы для каждой ]-ой группы населения со средним уровнем свободного дохода Д, т.е. величину Пу, подставив в соответствующее выражение значение Д.

Учет доли товара, производимого в личном подсобном хозяйстве для личного потребления и товара, реализуемого через систему социальной поддержки населения, дает возможность определить полный спрос на товары данной товарной группы в каждой группе населения:

3Ч = П,Ч[,(1-Хд)(1-^)> где: 5у - полный спрос на товары 1-ой товарной группы в ]-ой группе населения;

Пц - платежеспособная потребность ]-ой группы населения в товаре 1-ой товарной группы;

Ч |- количество потребителей товара 1-ой товарной группы в \-о\л группе населения;

Ху - доля товара 1-ой товарной группы, производимого в личном подсобном хозяйстве для личного потребления;282

2ц - доля товара ной товарной группы, реализуемого через систему социальной поддержки населения.

Доля товара, производимого в личном подсобном хозяйстве для личного потребления, будет существенным образом зависеть как от уровня дохода населения и рыночной конъюнктуры, так и от сложившихся традиций производства и потребления в регионе и ожиданий потребителей, т.е.:

Х(]=т(Д,Ц, ЦЗь ЦД,УНьТр, Е), где, как и для П,, вид функции т будет в общем случае различным для различных товарных групп.

И окончательно:

где 5; - общий спрос на товары 1-ой товарной группы;

^ - общее количество групп населения, дифференцированных по уровню дохода.

2.Определение количества потребителей конкретного товара. Количество потребителей конкретного товара в каждой группе населения определяется следующим образом:

Чу = Ау Ч^ где: Ч} - численность населения со свободным доходом на уровне Д.

Ау - коэффициент, определяющий долю потенциальных потребителей товара 1-ой товарной группы в ]-ой группе населения.

Ч] = ЧНхДН], где: ЧН - численность населения региона;

ДН] - доля населения со средним уровнем свободного дохода Д.

ЦН} = Г(МЗ, СВ, СЗ, КР),283

где: МЗ - минимальный размер заработной платы;

СВ - средний размер социальных выплат;

СЗ - средняя заработная плата в регионе;

КР - количество работающих.

Основным фактором, определяющим величину Д], при моделировании продовольственного рынка, будет возрастной состав населения,. Поэтому для расчета каждую группу населения целесообразно разбить на несколько подгрупп по возрастному признаку, определив, является ли данная подгруппа потребителем рассматриваемого товара.

Следовательно:

1 к

где: к- номер возрастной группы; К - количество возрастных групп;

Ч^ - численность населения к-ой возрастной группы в ]-ой группе населения;

д|к=1, если к-ая возрастная группа является потребителем товара 1-ой

товарной группы, д,к=0, если к-ая возрастная группа не является потребителем товара 1-ой товарной группы. 3.Моделирование товарного предложения.

Товарное предложение по каждой товарной группе складывается из товаров, производимых в регионе, товаров, поставляемых из других регионов РФ и поставок по импорту, т.е.:

Т| = ТМ1 + ТР; + ТИЬ

где: Т, - общее предложение товара 1-ой товарной группы;284

ТМ\ - предложение товара 1-ой товарной группы местными производителями; ТР( - поставки товара 1-ой товарной группы из других регионов РФ; ТИ, - поставки товара 1-ой товарной группы по импорту. В свою очередь:

м

тм, = Х™.-"

Р

тр. = у ТР.

р=1

ти;=Хти,у

где: ТМ|т - предложение товара 1-ой товарной группы гл-м поставщиком из числа местных произвоителей; ТМ,Р - предложение товара 1-ой товарной группы р-м поставщиком из

других регионов РФ; ТМ]У - предложение товара 1-ой товарной группы у-м поставщиком из

числа экспортеров; М - общее количество производителей товара в регионе; Р - общее количество поставщиков товара из других регионов РФ; V - общее количество поставок по импорту. Перечисленные выше величины товарных предложений зависят от большого количества разнообразных факторов, основные из которых отражены в соотношениях;

ТМ!т = т (3, Ц, Нт, Ри Ит, СД, ЦД, Ет) ТР!р = т (8|, Ц, Нр, Рр, Ит, СД, ЦД, Ер) ТИ" = 1 (5Ь Ц, Ну, В*, ТП|, СД, ЦД, Еу) где: Н - величина налоговых отчислений, Р - ресурсы предприятия,285

И - издержки производства и обращения, СД - спрос на товары 1-ой товарной группы в других регионах, ЦД - средняя цена на товары !-ой товарной группы в других регионах, ТП; - величина таможенной пошлины на товары ьой товарной группы, Е - ожидания производителей и поставщиков. 4.Моделирование цен.

Средний уровень цен на товары каждой товарной группы является результатом достижения рыночного равновесия между спросом и предложением, т.е.:

Ц = *(5|. ТО

При этом необходимо учитывать ограничения на величину Ц, которые могут зависеть от себестоимости продукции, политики конкурирующих на рынке предприятий и других факторов, а так же могут быть наложены местной администрацией в целях поддержки социально незащищенных слоев населения или для достижения политической стабильности в регионе.

С другой стороны, цена товара, являясь результатом расчетов, одновременно входит в соотношения для определения спроса и предложения, т.е. имеет место динамическая транспозиция, при которой результирующий параметр становится факторным, что необходимо отразить в модели путем введения обратных связей.

Любое нарушение рыночного равновесия, возникшее в результате изменения конъюнктуры или действий местной администрации, приведет к изменению по крайней мере одного из трех взаимосвязанных параметров: спроса, предложения или цены, что в свою очередь отразится на величине других параметров. Следовательно, изменение рыночного равновесия приводит к возникновению колебательного переходного процесса с переменной частотой и амплитудой, который при моделировании в отдельных случаях может оказаться расходящимся286

в силу невозможности учесть все факторы, определяющие рыночную ситуацию. Для избежания этого при моделировании целесообразно осуществлять сглаживание получающихся зависимостей, для чего предлагается следующий алгоритм сглаживания:

Ц|,п+1 = П Ц|_п

г = п кз

Г N1 при V. > N1

! Ь| = ^ V; при К2<у;<1Чт1

[ N2 при у| < N2

где: КЗ- коэффициент сглаживания;

N1, N2 - ограничения на величину параметра щ

п - номер цикла итерационного процесса расчета цены.

Окончание итерационного процесса определяется по величине относительной

ошибки вычислений, равной [1 - г41.

5.Расчет результирующих показателей.

В предыдущем параграфе были перечислены критерии, которые могут быть использованы для выбора стратегии государственного регулирования регионального продовольственного рынка. Метод вычисления некоторых из них, таких как платежеспособная потребность в различных товарах и цены на товары, описан выше. Другие показатели можно рассчитать следующим образом.

1. Величина неудовлетворенного спроса на товар конкретной товарной группы 54:

5Н = П| - "П, если П, > Т, 5Н| = 0, если П; < Т(

2.Величина платежеспособной потребности социально незащищенных слоев населения в целом в денежном выражении ПД:287 ПД;=ХП,Ц; ^С,

где: О - группы населения с доходом ниже прожиточного минимума.

Однако эту величину целесообразно оценивать не в абсолютных единицах, а

по отношению к объективно необходимым биологическим нормам, т.е.:

П.. ПО,, = -^-100%,

' в,

где: В, - объективно необходимые биологические нормы потребления товара !-ой товарной группы, ПОц - доля платежеспособной потребности в товаре 1-ой товарной группы по

отношению к биологическим нормам для ]-ой группы населения. Тогда:

ПД;

пдо

) I

Хвд

где: ПДО] - доля платежеспособной потребности во всех продовольственных товарах по отношению к биологическим нормам для ]-ой группы населения.

3. Доля расходов на продовольственные товары в общем доходе для каждой группы населения ДП,:

ОД:

ДП^-р-100% ; ]=1,2,...^

4. Средняя стоимость биологически необходимого набора продовольственных товаров (продовольственной потребительской корзины) СПК:

спк = ХВД

1=1

5. Доля населения с доходом ниже прожиточного минимума или другой наперед заданной величины Дм:288

чнд - Xч ] где з тате> что А < Дм

.1

Алгоритм моделирования регионального продовольственного рынка представлен на рис. 5.2. Блок запаздывания алгоритма моделирует запаздывание реакции поставщиков товара при изменении величины спроса. В общем случае величина запаздывания в изменении цены товара и величины товарного предложения будет различной как по времени, так и для различных товарных групп.

Разработанная модель позволяет осуществить выбор и обоснование метода государственного регулирования регионального продовольственного рынка интерактивным методом по любому из предложенных ранее критериев.

На основе предложенного алгоритма была разработано программное обеспечение , использованное в дальнейшем для моделирования.

Пимашков, Петр Иванович