Организационные факторы инфраструктуры среды поддержки инновационного развити

Современная концепция механизма инновационного развития основывается на том, что важное место в создании инновационной среды - как общественных, материальных, социальных и духовных условий развития - занимают ее инфраструктурные звенья. Под инфраструктурой поддержки инновационного развития региона мы понимаем совокупность организационных факторов, материальных средств и условий сферы обслуживания науки и производства, обеспечивающих на системной основе устойчивое развитие инновационных процессов на региональном уровне и восприятие обществом результатов, достигаемых в ходе их осуществления.

Мировой опыт подтверждает, что степень и форма участия государства в воспроизводственном процессе полностью зависят от конкретной обстановки. Как было показано выше, противопоставление государственному вмешательству

экономических методов или регуляторов экономического роста не имеет оснований: чем острее экономическая ситуация, тем выше роль прямых административных внеэкономических методов; и напротив, чем стабильнее положение, тем больше простор для рыночных методов и административных косвенных регуляторов (налоги, кредит, цены и т.д.).

Опыт этапа реформ, приведших к экономическим и социальным потрясениям, позволяет сделать вывод о том, что, сколько бы не изменялась степень государственного регулирования, она никогда не должна опускаться ниже282

определенного предела, за которым становится невозможным сам воспроизводственный процесс, а рыночные регуляторы приводят к существенным перекосам и диспропорциям. В полной мере подобное положение справедливо и для инновационной сферы деятельности: государство, признавая роль науки, традиционно стремится поддерживать научные организации, т.е. структурные элементы инновационного комплекса, и в то же время, не смотря на свою значимость инфраструктура инновационной деятельности в Российской Федерации сформирована не полностью, не разрешены многие методологические вопросы по принципам ее формирования и практического осуществления. В то же время, как свидетельствуют полученные нами результаты в главе 5.2, в условиях бюджетных ограничений всех уровней представляется целесообразным сосредоточить усилия государства и региональных органов управления на формировании элементов инфраструктуры среды поддержки инновационного развития.

Несмотря на то, что в развитых странах сложилось достаточное количество вариантов организации взаимодействия элементов инфраструктуры инновационной среды, для отечественной практики подобные решения пока отсутствуют, что выдвигает на первый план необходимость разработки концептуального подхода к формированию инфраструктуры инновационной деятельности.

На наш взгляд, формирование инфраструктуры среды поддержки инновационного развития должно основываться на следующих принципах: доступности элементов инфраструктуры по близости размещения и стоимости услуг; концентрации средств и возможностей для оказания широкого спектра услуг;283

избирательности мер государственной и региональной поддержки элементов инфраструктуры; приоритетности статуса

некоммерческих (бесприбыльных) организаций для элементов инфраструктуры; осознанности формирования новой деловой культуры.

Исходя из анализа экономической литературы, можно выделить два направления, предопределяющие инновационное развитие национальной экономики: первое из них, предполагает создание инновационной сферы, состоящей из сети специализированных предприятий (как правило крупных и средних), перерабатывающих интеллектуальное сырье, а второе, -развитие малого инновационного предпринимательства, которое инициирует инновации на микроуровне, как проявление заинтересованности в совершенствовании производства.

Не смотря на различные точки зрения и взаимоисключающие выводы ученых и практиков относительно активности и эффективности инновационной деятельности на крупных и малых предприятиях, следует констатировать, что в современной России развитие осуществляется по второму пути. Мы не склонны противопоставлять друг другу крупный и малый бизнес, считая, что необходимо обеспечить эффективное межфирменное взаимодействие различных организационных структур с учетом сильных сторон каждого из участников подобного взаимодействия, и свою решающую роль в его обеспечении призваны сыграть элементы инновационной инфраструктуры.

Но, отмечая роль инновационного предпринимательства как активного фактора ускорения экономических преобразований,284

необходимо учитывать и то, что современные российские ученые мало подготовлены к предпринимательской деятельности. Подобная подготовка имеет специфику из-за различий деловых культур научных работников и предпринимателей: деятельность многих ученых базируется на использовании принципа равенства и независимости, процесс принятия решений в науке часто является конкурсным; деловая же культура предпринимателя требует от него ориентации на финансовые результаты деятельности. Поскольку для ученого высшая ценность -получение научных результатов, а для бизнесмена - извлечение прибыли, то различия деловых культур нередко приводят к противоречиям даже в развитых странах. Обычно противоречия разрешаются таким образом, что одна из сторон принимает систему ценностей другой, причем наиболее распространена ситуация, когда ученый принимает ценности предпринимателя, который рискует своими средствами, вкладывая их в инновационное производство.

Коммерциализация интеллектуального капитала требует гармоничного развития деловых культур и ученого и предпринимателя и для того, чтобы его достичь, во многих странах создаются специфические организационные структуры поддержки инновационной деятельности и, в частности территориальные научно-производственные системы. Научные парки, инновационные технологические центры, инкубаторы нововведений и другие аналогичные структуры, ориентированные на ускоренное воплощение результатов научных исследований в новую технику, технологии и материалы, стали важным фактором285

усиления отдачи науки, интеграции ее основных звеньев с производством [152,200,244,246].

По нашему мнению, научно-технологический парк - это самостоятельная организационная структура, создаваемая в сфере науки и научного обслуживания с целью поддержки малого научно-технического предпринимательства и формирования среды для освоения производства и реализации на рынке высокотехнологичной продукции.

Отмечая роль технопарков, мы считаем необходимым классифицировать принципиальные отличия данных структур от традиционных научных, производственных и внедренческих предприятий во всех их современных организационных формах (финансово-промышленных групп, концернов и т. д.).

Основным отличием является то, что перечисленные формы являются основными структурными элементами инновационного комплекса, прямо предназначенными для производства и распространения инноваций, а технопарк, как инфраструктурный элемент, представляет собой своеобразную "фабрику" по производству и выпуску малых и средних инновационных предприятий. Именно непрерывное

формирование нового наукоемкого бизнеса являются его основной функцией, а в создании и распространении инноваций он участвует опосредованно через поддержку их прямых авторов -отдельных ученых и малых фирм.

Во-вторых, так же как и предприятия, технопарки располагаются вблизи источника сырья, которым в данном случае выступает интеллект. Но фундаментальное отличие от производственных предприятий в том, что технопарк не столько286

потребляет интеллект, сколько способствует его развитию, работает на него, заботится о нем.

В третьих, технопарк - это организация, представляющая комплекс услуг всем тем (как малым, так и крупным фирмам), кто обращается к ней, чьи предложения и проекты признаются перспективными и направленными на существенное улучшение социально-экономической ситуации в регионе, поскольку в силу своего некоммерческого статуса имеют высокое общественное предназначение.

В четвертых, в технопарке фирмы не могут оставаться навсегда, поскольку должен соблюдаться закон "кругооборота, притока свежих сил". В этом состоит принципиальное отличие технопарков от других научных и производственных структур, в которых, как правило, состав подразделений постоянный.

И наконец, в-пятых, отличительным признаком является исключительно рыночная нацеленность деятельности технопарка по отношению к инновациям, курсовые работы по военному делу создаваемыми малыми фирмами.в нем занимаются не просто технологиями, а теми технологиями и продуктами, которые имеют спрос на рынке, востребованы потребителем.

Выделенные нами принципы позволили разработать региональную организационную модель технопарка, ориентированную на формирование социально-экономической среды, которая обеспечивает устойчивое развитие в интересах региона научно-технологического и производственного предпринимательства, общественную заинтересованность в создании новых рабочих мест на малых и средних предприятиях, разработку, производство и поставку на отечественный иV

"

->

ОРГАНЫ ВЛАСТИ РЕГИОНА

Калош доходы, рабочие места

Приоритеты, за'

дшшя, постанов"

ления

Ж

Предложения по развитию производсг

ва: загрузке мощностей: освоению

новых видов продукции: созданию

новых рабочих мест

Налоги, д рабочие

Меры поддерж"

ки (земля, по"

мещения, ресур*

Ж

Внебюд"

жетные

источники финансы" рования

Бизнес-планы про* ектав

Выделение средств

^

имное

обслу"

жива"

ние

Научно-технологический парк "Татарстан"

Элементы среды поддержки малых фирм

Малые инновационные фирмы в стадии инкубации

Бизнес-планы про" ектов

-^Э

ж^/

\

Взаимное обслуживание

\Х^

Внебю жетны источни финанси рования

Ж.

->

Льготы, стимулирующие развитие предпринимательства

Малые и средние

производственные

предприятия

o^

Ж

Обслуживание и коопера' ци* с ним крупносерийного производства

Ж.

Промышленные предприятия

Взаимное обслуживание

Малые научно-производственные предприятия

Опытно-экспериментальный трансфер

Выдел сред

Отраслевые НИИ, КБ

<-

Льготы,

щие ра

прини

Рис. 5.3.1 .Механизм функционирования научно-технологического парка в регионе288

зарубежный рынки конкурентоспособной наукоемкой продукции (рис. 5.3.1).

Именно на этой основе достигается согласование интересов высшей школы, крупных технологических институтов, промышленности, города и региона. Регион, способствуя созданию и развитию технопарков, получает возможность формирования и ускоренного развития научно-производственной и социальной инфраструктуры, привлечение в регион высококвалифицированных специалистов, поддержки и развития сектора экономики и, в связи с этим, создания новых рабочих мест.

Но деятельность технопарков не будет эффективной без взаимодействия с промышленностью, другими организациями науки, особенно переживающими процесс конверсии.Для промышленности это взаимодействие важно тем, что сокращается время между идеей, ее проработкой и материализированным воплощением в продукте; снижаются затраты и риск создания и производства неконкурентоспособной продукции (этот риск взяла на себя малая наукоемкая фирма); обеспечивается выбор технологий, из тех, что предложены на рынке малой фирмой, загружаются простаивающие производственные мощности и сохраняются рабочие места.

Взаимодействие через технопарк крупного предприятия и малой фирмы позволяет максимально использовать концентрацию и специализацию, с одной стороны, и гибкость, комбинирование высококвалифицированного и неквалифицированого труда, множество трудоемких операций, готовность к риску и нововведениям - с другой. Кроме того промышленным289

предприятиям предоставляется возможность в полной мере использовать потенциал научно-технического комплекса региона для ускорения конкурентоспособности своей продукции, ускоренного внедрения новых технологий, целевого отбора выпускников, прошедших хорошую школу работы в малых инновационных предприятиях.

Вузы и технологические НИИ получают возможность предоставить своим научным коллективам и отдельным ученым условия для завершения исследований и создания на их основе конкурентоспособной научно-технологической продукции. При этом формируется коллектив с участием автора идеи, разработчиков, аспирантов и студентов, которые в дальнейшем продолжают работать в этом направлении и на производстве. Такие коллективы на практике овладевают навыками активной предпринимательской деятельности, которая осуществляется в условиях жесткой конкуренции в области производства наукоемкой продукции.

Проведенный нами опрос сотрудников 25 малых фирм позволило выявить особую роль высшей школы в создании научно-технологических парков. Согласно зарубежному опыту они, как правило, формируются при непосредственном участии крупных университетов и технических институтов с целью широкого привлечения к инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава, научно-технических специалистов, студентов и реализации в рамках технопарка результатов фундаментальных и прикладных исследований. Как показывают данные таблицы 5.3.1 особая роль университета в формировании технопарка также обусловлена тем, что его290

интеллектуальный капитал и физическая инфраструктура служит определенным магнитом, притягивающим и поддерживающим интересы промышленников и предпринимателей, стремящихся получить доступ к ресурсам, имеющимся только в высшем учебном заведении (университетские библиотеки и информационные возможности, исследовательские лаборатории, специальное оборудование, научные заделы,

высококвалифицированные преподавательские и научные кадры). Особо следует выделить его роль в формировании новой деловой культуры, а также понимании роли и предназначения технопарка. Создание и развитие научно-технологических парков подразумевает активное, паритетное наряду с частным капиталом и общественными организациями, участие в регулировании их деятельности региональных органов власти и управления. Вместе с тем, мы считаем, что формы и степень участия государства, и

Таблица 5.3.1 Характеристика связи технопарка и фирм в его составе с высшим

учебным заведением

Характер связи Кол-во фирм( %),обеспечиваю-Щих данный характер связи по методу моментных наблюдений

Неформальные контакты с учеными университета 75

Сотрудники университета,рабо-тающие в фирмах по совместительству 61

Использование исследовательской и опытной базы 64

Университет как защитник интересов 50

Университет как заказчик 10

291

региона в деятельности таких систем и формировании их материально-технической базы могут различаться в зависимости от характера деятельности и степени охвата стадий инновационного процесса. Мы предлагаем использовать следующую классификацию научно-технологических парков для определения границ и мер их государственной поддержки.

Исследовательский парк осуществляет неприбыльный, как правило, фундаментально-прикладной научный трансфер, действует от стадии завершения фундаментальных исследований. Его основным объектом являются новейшие, авангардные научные идеи и вытекающие из них проекты и разработки, могущие иметь или имеющие прикладное значение, нередко в долгосрочной перспективе (свыше 10 лет), поэтому государственная поддержка здесь должна быть определяющей.

Научно-технологический парк осуществляет прибыльный или неприбыльный прикладной научно-экспериментальный трансфер, функционирует преимущественно от стадии прикладный НИОКР до стадии производства опытно-экспериментальной партии нового продукта (отработки новой технологии) нередко среднесрочной перспективы (свыше 5 лет). Компании парка тиражируют техническую документацию и готовят продукт (технологию) к освоению в производстве (выпуск первой промышленной партии), поэтому, на наш взгляд, в данном случае следует говорить о паритетной поддержке технопарка государством и бизнесом.

Технологический парк осуществляет, как правило, прибыльный экспериментально-производственный трансфер, действует преимущественно со стадии опытно-конструкторских и292

экспериментальных работ до организации серийного производства новой продукции (освоения новой технологии), имеющей почти гарантированный спрос на рынке. Компании технопарка реализуют готовую документацию (ноу-хау), производят новый продукт (возможно малыми партиями) или участвуют в его серийном производстве на предприятиях, поэтому здесь очевидна главная роль бизнес-поддержки.

Промышленно-технологический парк осуществляет прибыльную деятельность, связанную с предоставлением во временное пользование площадей, помещений и оборудования для организации производства новой продукции по новой технологии и поэтому такого рода технопарки должны полностью поддерживаться бизнесом.

Разработанные курсовые работы по генетике нами концептуальные положения были апробированы при разработке организационной модели и реализации проекта научно - технологического парка с созданием бизнес-инкубатора на базе отраслевого научно-

исследовательского института, который в своем развитии в конечном счете прошел ряд этапов своей структурной реорганизации: акционирование научно-технической организации при сохранении замкнутости инновационного цикла; освоение функций бизнес-инкубатора с целью отработки механизма взаимодействия с предприятиями различной отраслевой принадлежности; формирование универсальной структуры на основе коммерческих интересов в сфере инвестиционных и инновационных проектов и программ.

На первом этапе экономических реформ общий спад промышленного производства, невостребованность научного293

потенциала, кризис неплатежей, сказались на экономическом состоянии НПО "Нефтепромавтоматика" одного из отраслевых институтов, расположенных в г. Казани. Организационная структура строилась по линейно - функциональному признаку с традиционно раздутым штатом управленческого персонала, при этом научная тематика, на которой специализировался институт, создала определенную специфику в взаимоотношениях между основными научными подразделениями - лабораториями и аппаратом управления. Существовала значительная разница в объемах выполняемых научных исследований и разработок, но при этом выдерживался принцип уравнительности в оплате труда. Экономические трудности, с которыми столкнулся институт, обострили противоречия и создали конфликтные ситуации между теми кто зарабатывал, привлекая в институт объемы крупных работ, и теми, кто не имея договоров по науке, пользовался их средствами. Кризисное состояние пришлось на 1994 год, когда численность работников сократилась на 50%; долги перед бюджетом и партнерами составили более 1,0 млрд. рублей; задержки заработной платы составили 5 месяцев.

Требовались конкретные изменения, которые бы сохранили сам институт, его специализацию и кадры, позволили бы ему найти свое место в новых условиях хозяйствования. Первые новации коснулись менеджмента организации: к руководству пришли энергичные компетентные люди, имеющие опыт предпринимательства в малых инновационных структурах. Параллельно институт пережил процесс приватизации и был преобразован в акционерное общество открытого типа, вместе с этим изменился статус линейных подразделений института, они294

зарегистрировались во всех многообразных организационно -правовых формах, предусмотренных законодательством. Руководители новых структур малого бизнеса не испытывали особого доверия к руководству головного института, поскольку несмотря на заключенные договора аренды, возникали конфликты с администрацией. Администрация тоже была не удовлетворена характером взаимоотношений с арендаторами, которые вели себя подчеркнуто независимо и пытались все отношения с администрацией свести только к аренде. Количество арендаторов в базовом здании росло, но вместе с тем деловая культура отношений формировалась под влиянием большого скопления людей, не объединенных общими интересами.

При формировании нового организационно-

экономического механизма последовательно были реализованы следующие мероприятия в соответствии со стратегическими задачами головной организации: во-первых, проведена инвентаризация малых фирм, многие из которых (чаще всего торгово-посреднического характера) покинули территорию института и на их место пришли фирмы из технологического университета, имеющие близкие научно-производственные интересы с АО "Нефтепромавтоматика"; во-вторых, сосредоточены усилия и знания на формировании единой инфраструктуры обслуживания и поддержки малых фирм, таких, как информационная база, служба маркетинга и рекламы, стандартизация, транспорт, средства связи и телекоммуникаций; в-третьих, разработана стратегия развития акционерного общества на основе инвестиционных проектов, под295

Таблица 5.3.2

Характеристика мер поддержки малых фирм в бизнес-инкубаторе за 1995-1998 годы в % к итогу

Меры поддержки, 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г.

1 .Услуги

физической

инфраструк 40 38 42 42

туры- арен-

да помеще-

ний

2. Услуги

сложного

сервиса: а)информа- 8 10 6 10

ционные,

б)консал- 6 8 10 6

тинговые,

в)инжини- 15 10 10 12

ринговые 3.Оказание 5 2 5 0

финансовой

поддержки ^Образова- 10 10 12 15

тельные ус-

луги

5.У с луги 16 22 15 15

простого

сервиса

осуществление которых изыскивались пути кооперации финансовых, материальных, имущественных и интеллектуальных ресурсов предприятий различных отраслей (таблица 5.3.2).

С 1995 года АО "Нефтепромавтоматика" разместила на своей территории 25 малых и средних фирмы (табл. 5.3.3): из них 5 частных фирм, являющиеся бывшими структурными подразделениями института (т.е. специализация которых296

соответствовала научно-производственной сфере); 3 были учреждены совместно под реализацию инновационных и инвестиционных проектов; 6 фирм выкупили часть акций головной организации; 4 фирм сервисного обслуживания, которые формируют вместе с управленческим аппаратом головной организации инфраструктуру обслуживания; 5 находятся на стадии инкубации в режиме льготного обслуживания, а 2 располагаются на условиях аренды, но имеют общие интересы в коммерческих проектах.

Как видно, доходы бизнес-инкубатора складываются из арендной платы, получаемой от клиентов за наем помещений и офисного оборудования; доходов от продажи разного рода услуг (от уборки помещений до консультаций) и доходов, полученных от участия инкубатора в прибылях тех фирм, в которые технопарк в той или иной форме вложил средства. При этом при оценке эффективности деятельности бизнес-инкубатора мы выделяем две группы критериев, а именно: показатели, характеризующий инкубатор как разновидность коммерческой структуры - объем прибыли, рентабельность и другие, а также показатели, отражающие специфику их деятельности и решаемых с их помощью проблем. К этим показателям, непосредственно влияющих на характеристики инновационной восприимчивости экономики мы относим число и размер фирм, действующих на площадях бизнес-инкубатора; их возраст и специализация; темпы роста экономической деятельности; доля фирм, становящихся на ноги или, наоборот, прекращающих свою деятельность из-за коммерческой несостоятельности заложенных в ее основу идей или предпосылок.297

Таблица 5.3.3 Характеристика уровня развития малых фирм в составе технопарка в 1998 году

Уровень развития В % к общему числу малых фирм в составе технопарка

1.Находятся на стадии инкубации 8

2.3авершили инкубационный пе-риод(имеют коммерческий продукт) 16

3. Осуществляют производство малыми сериями:

а) до 150 тыс. руб. в год

б) до 500 тыс. руб. в год

в) до 1000 тыс. руб. в год 20 28 28

Полученные результаты свидетельствуют о том, что последовательная реализация предложенных в работе подходов позволяет реально создавать жизнеспособные технологические парки с элементами бизнес-инкубаторов, способствующих организационному сохранению предприятий промышленности и науки, максимальной реализации преимуществ малого предпринимательства в освоении новых видов продукции, стабилизации социально-экономического развития региона на основе создания новых рабочих мест и увеличения налоговых поступлений в местный бюджет. Немаловажным фактором в формировании инновационной восприимчивости экономики региона является и становление принципиально новой системы298

отношений между наукой, образованием, производством и обществом, с помощью которой, в свою очередь, возможно изменение деловой атмосферы в экономике региона и движение к новому обновленному обществу, ориентированному на инновационное развитие.

Таким образом, можно сделать следующий вывод о том, что инновационные процессы как в развитых зарубежных странах, так и в отечественных условиях быстрее и результативнее развивается при наличии развитых элементов инфраструктуры среды поддержки, из которых наиболее эффективными, судя по мировому опыту и новыми для российской практики являются региональные технопарки. Технопарковые структуры имеют разнообразные организационные модели, выбор которых предопределяют особенности национальной и региональной экономики в местах их размещения, а также основывается на базовых принципах формирования элементов инфраструктуры среды поддержки инновационного развития.

Стрекалов, Олег Борисович