Макроэкономическая модель формирования политики инновационного развития

Поддержание экономического роста, основу которого в современных условиях общественного развития составляют инновационные процессы, является важной задачей государства в условиях рынка. Государственное регулирование инновационного развития осуществляется через ряд механизмов и инструментов инновационной политики, которую можно обозначить как прослеживающийся на примере промышленно развитых стран элемент системы государственного регулирования, состоящий в согласованности инновационной политики со всеми видами государственной экономической политики, то есть использовании единых экономических инструментов государственного воздействия, соответствующих выбранному курсу [154,161,294].

Инновационная государственная политика выражается в деятельности государства в сфере разработки и реализации комплекса мер правового, экономического, организационного характера в инновационной сфере на всех иерархических уровнях. К наиболее серьезным недостаткам, присущим, на наш взгляд, государственной политике в области промышленности и инноваций, следует отнести отсутствие концептуального стержня и недостаточную комплексность и целенаправленность отдельных мероприятий; а также защитный, а не упреждающий характер195

политики, являющийся по существу запоздалой реакцией на происходящие в национальной и мировой экономике процессы.

Одна из ключевых задач, обозначенных Программой экономического и социального прогресса республики Татарстан в сфере управления всем народнохозяйственным комплексом заключается в переходе от отраслевого принципа управления к функционально-целевому (программно-целевому). В свою очередь, не менее сложной по осуществлению задачей является, во-первых, определение границ и механизмов прямого вмешательства государства в некоторые направления формирующейся рыночной экономики, в том числе в научно-технической и инновационной сфере, во-вторых - обеспечение тесной связи целей управления научно-техническим развитием региона с целью, выражающей государственную политику по отношению к развитию экономики и общества - повышение качества жизни народа Татарстана.

Основываясь на системном подходе, представляется возможным выделить три основные движущие силы структурной перестройки экономики, подвергающейся воздействию инновационных процессов: инноваторы, организация и окружающая среда. При этом система "инноватор" охватывает всех тех, кто задействован в осуществлении инновационного процесса (проведении исследований, разработок и освоении инновационного продукта в производстве). В свою очередь, эта система является лишь частью более широкой социотехнической системы -организации, объединяющей в своих рамках людей, технику, технологию и соответствующие ресурсы, и предназначенной для производства товаров или услуг. На организацию, как на открытую систему, большое влияние оказывают факторы внешней среды,196

наиболее важными характеристиками которой выступают: взаимосвязанность происходящих процессов; усложнение рынка; быстрая динамика экономической природной и общественной среды; неопределенность рынка.

Вместе с тем, отношения в этой системе зависимостей не однозначно тождественны соподчинению, поскольку главными творцами нововведений согласно теории И. Шумпетера, выступают предприниматели-инноваторы, а в настоящее время и предприятия, располагающие современными научно-исследовательскими комплексами. Соотношение же всех трех систем обуславливает возможность и необходимость обратной связи между элементами систем, прежде всего под влиянием конкурентных сил, действующих в экономической и общественной среде.

По мнению К.Х. Оппенлендера " действенная политика экономического роста имеет три опоры: политику стабилизации ожиданий, политику структурной динамики и политику потенциальной динамики" .

Другими словами, первостепенным условием роста должна стать стабилизация экономики, а именно достижение высокого уровня занятости населения, низкого бюджетного дефицита, относительной стабильности национальной валюты и положительного торгового баланса, то есть всего того, что определяет стандарты качества жизни.

Во- вторых, основу роста должны составить инвестиционные ресурсы, доступные инициаторам инновационной деятельности и приводящие к структурным изменениям в производственных процессах. " Большая свобода действий для инноватора равнозначна большим хозяйственным потерям консерваторов. Чем197

крепче же право на сопротивление перераспределения ресурсов... тем слабее стимулы к нововведениям" [150, с. 119].

И, наконец в-третьих, политика потенциальной динамики подразумевает формирование соответствующей хозяйственной и социальной инфраструктуры (среды поддержки) необходимой для развития экономического потенциала.

На наш взгляд, представление об основных инновационных системах и условиях (основных факторах) составляющих основу экономического роста инновационного типа позволяют сформулировать модель инновационной политики и выявить характер взаимозависимости и взаимообусловленности между составляющими ее элементами (табл. 4.1.1) .

Система "Инноватор" (как ключевая в ряду анализируемых систем) концентрирует свое внимание на создании инноваций, представляющих собой любые идеи, продукты и услуги или процессы, обладающие свойством новизны, отличающей их от предшествующих аналогов, степень которой характеризуется эффектом от ее использования. Степень использования инноваций во многом определяется тем, в какой степени инноватор проявит свою предпринимательскую способность и в какой степени развиты элементы среды поддержки инновационной деятельности (инжиниринг, консалтинг, патентно-лицензионное обеспечение, маркетинг и т.д.), способствующие превращению научных знаний в товар.

Именно знания, наряду с другими видами материальных, природных, трудовых и информационных ресурсов, необходимыми для реализации инновационных проектов, освоения новых технологий, получения наукоемкой продукции составляет основноеТаблица 4.1.1 Модель инновационной политики (факторный анализ основных инновационных систем)

Инновационные системы Стабилизирующий фактор Структурный фактор Инфраструктурный фактор

Инноватор Инновационный потенциал Научные данные и инновации Инфраструктура аудита инноваций инвестиционное обеспечение

Организация Инновационный рынок Инновационная активность Инфраструктура трансфера технологий и система коммуникаций.

Окружающая среда Инвестиционный и

инновационный

климат Технологический уклад экономики Научно-образовательная и общехозяйственна инфраструктура

199

содержание инновационного потенциала системы. Возрастающая роль знаний, формируемых в научно-техническом комплексе, проявляется в том, что знания, а точнее ключевые компетенции, обладают оригинальностью по сравнению с конкурентами; они трудно имитируемы, а поэтому создают преимущества во временном плане; они трудно заменимы по сравнению с другими ресурсами; знания формируют определенные ценности в системе.

Одним из важнейших ресурсов, необходимых для усиленного освоения инноваций, выступают инвестиции. При этом формы и методы привлечения инвестиционных ресурсов даже их традиционно сложившихся источников не остаются постоянными в связи с изменением хозяйственной практики. А появление новых источников и форм инвестирования, зарекомендовавших себя в рыночной экономике требует от инноваторов приобретения новых знаний и навыков их использования. Важным элементом среды поддержки инновационной деятельности, в частности, и условием функционирования инновационного рынка, в целом, является инфраструктура аудита (экспертизы) инноваций. Средне- и долгосрочная оценка перспективности инноваций, анализ эффективности их масштабного освоения, прогноз

конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках является необходимыми элементами инновационно-инвестиционного механизма экономического развития.

Уровень развития и состояния инновационного потенциала определяется экономической ситуацией в стране. Кризисное состояние в отечественной экономике особенно болезненно отразилось на инновационной сфере и проявилось прежде всего в резком сокращении государственного финансирования инноваций,200

отсутствии спроса на научные разработки со стороны промышленности и подмене инновационной деятельности посредническими и торговыми видами деятельности.

Одной из причин низкого уровня состояния научной и научно-технической сферы дипломы на заказ является неразвитость рынка инновационной продукции. Формирование рыночных отношений в этой сфере осложняется трудностями, обусловленными, с одной стороны спецификой научно-технической и инновационной продукции, как товара, а с другой, - слабостью отношений, определяющих инновационный характер общественного развития.

Рынок инноваций характеризуется рядом отличительных особенностей: во-первых, он традиционно является новым для выходящей на него организации и в силу новизны разработанного товара приходится иметь дело с незнакомыми потребителями; во-вторых, он является малоэластичным вследствие ограниченного влияния ценовой политики на объем сбыта; и в- третьих, он характеризуется ограниченным количеством покупателей и продавцов.

Спрос на инновационную продукцию может исходить от собственного научного сообщества, от промышленности или от общества в широком его понимании. Вместе с тем, необходимо учитывать, что в условиях нестабильной экономической ситуации спрос на инновационную продукцию резко падает, потребитель отдает предпочтение традиционным видам продукции. И, напротив, параллельно сокращению спада производства, уменьшению инфляции и началу некоторой стабилизации в экономике намечается и оживление инновационной активности субъектов рынка. Инновационная активность производителей201

является характеристикой того, как результаты деятельности научно-технического комплекса находят свое отражение в деятельности предприятий промышленности. Инновационная активность представляет собой количественную оценку совокупности работ организации, связанных с освоением в производстве новых или усовершенствованных видов продукции, услуг и технологических процессов, приобретением прав на патенты, лицензий на использование изобретений; проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Но не столько создание или появление инновации, сколько ее масштабная диффузия является главным условием влияния на инновационный рынок и в целом на показатели социально-экономического развития. Это возможно только в условиях хорошо налаженной инфраструктуры передачи (трансфера) технологий (взаимодействий между различными секторами науки, наукой, образованием и производством) и системы коммуникаций (информационного обмена).

Как показывает опыт развитых стран, существование рыночной экономики еще не является достаточным условием быстрого технологического роста. В большей степени необходимым условием для этого является создание благоприятного инвестиционного и инновационного климата, что относится к прерогативе активного государственного участия в регулировании экономического развития. Именно государство определяет "рамочные" условия функционирования

хозяйственных субъектов и посредством используемых прямых и косвенных методов осуществления научно-технической и промышленной политики ориентирует участников рынка. Одной202

из важных преференций государства является сосредоточение усилий на сохранении научно-технического, инновационного потенциала и системы образования, а также обеспечении функционирования инновационного рынка. Так, узость внутреннего рынка для инновационной продукции неизбежно ограничивает возможности использования кадровой составляющей научно-технического потенциала, а недостаточное инвестиционное обеспечение сдерживает масштабы и результативность научных разработок и степень их интегрированности с прикладным применением в промышленности. В конечном счете все эти условия определяют реальную возможность модернизации технологического уклада национальной экономики и преодоление ее многоукладности. Хорошо известен тот факт, что сохранение и развитие промышленного потенциала возможно лишь в том случае, если оно подкреплено мерами по развитию общехозяйственной инфраструктуры. Это связано с тем, что инфраструктура имеет достаточно жесткую привязку к технологическим укладам, а развитие последних, в свою очередь, невозможно без соответствующей инфраструктуры. В настоящее время инфраструктура в отечественной экономике характеризуется тем же состоянием фрагментарности и некомплексности, что и формирование всех существующих технологических укладов.

Таким образом, повышение внимания государства к проблемам развития соответствующей научно-образовательной и общехозяйственной инфраструктуры будет способствовать росту культурного и образовательного уровня общества, его промышленного потенциала, стандартам и качеству жизни и, в203

целом, формированию национальной инновационной

восприимчивости общества.

Государственная инновационная политика призвана стать неотъемлемой частью социально-экономической политики Татарстана, поскольку по своей сути и содержанию является одним из инструментов, позволяющим кардинально реформировать все структуры общества и принципиально изменить его воспроизводственные механизмы. Под инновационной политикой мы понимаем комплекс мер правового, экономического и организационного характера, направленных на заинтересованное и активное восприятие обществом процессов создания, распространения и освоения нововведений в сферах науки, техники, производства и потребления.

9 На наш взгляд, принципиальной особенностью целей

инновационной политики является создание условий для формирования нового воспроизводственного механизма, в рамках

' которого рыночная конкуренция, предпринимательская активность

и заинтересованность способствуют естественному освоению

| инноваций в сферах производства и потребления, а государство (не

I полагаясь на исключительность рыночных механизмов) с помощью

своих инструментов создает для этого необходимые условия.

I Вопрос о мере такого регулирования со стороны государства

и вмешательства в воспроизводство в целом является одним из ключевых вопросов инновационной политики. На основе существующей практики можно выделить два крайних подхода. В одном случае, государство принимает на себя большую часть таких функций и, соответственно, обеспечивает концентрацию необходимых ресурсов, определяет принципы и механизм их204

распределения, несет ответственность за эффективность их использования . В другом случае - оно предоставляет

' значительную свободу действий негосударственным структурам,

оставляя за собой лишь относительно небольшую часть функций регулирования, преимущественно по отношению к

! макроэкономическим процессам в инновационной сфере

[ [208,239,306].

Отказываясь от доказавшего свою неэффективность централизованного управления научно-техническим прогрессом, необходимо иметь в виду, что уровень развития рыночных отношений пока недостаточен для восприятия производителем идеи о достижении конкурентных преимуществ на основе инновационных подходов. Поэтому в целом временное усиление

р" государственного регулирования инновационной деятельности

целесообразно, однако его формы должны быть приведены в соответствие с новыми экономическими отношениями. Роль государства в формировании инновационной политики региона проявляется в его регулирующей и стимулирующей функции (табл.4.1.2).

Регулирование означает упорядочение состояния и направлений развития инновационного потенциала и формирования на этой основе долговременных конкурентных преимуществ. Оно подразумевает выработку организационных и административных мер в дополнение к экономическим. Методы прямого воздействия, как инструмент регулирования, используются для поддержки начальных этапов жизненного цикла инновационного процесса и осуществляется посредством внебюджетного финансирования, государственного заказа,205

программно-целевых методов и организационных схем управления .

Таблица 4.1.2. Цели и содержание инновационной политики.

Проблема Инновационная политика региона

Цели Формирование долгосрочных конкурентных преимуществ Развитие инновационного потенциала Стимулирование инновационных процессов Создание благоприятного

инновационно го и инвестиционного климата

Методы прямого воздействия косвенного воздействия

Формы Организационно-административные Програм-

но-целе-

вые Нормативно-правовые Финансово-кредитные Мотива-

цион-

ные

Оценка Признание приоритета вклада образования и науки в экономическое развитие региона Признание социального статуса и престижа образования и науки в общественном сознании

В свою очередь косвенные методы в большей степени применяются уже в процессе дипломные работы на заказ материализации научной идеи, на стадии ее освоения в производстве и коммерциализации на инновационном рынке. Они носят, как правило, стимулирующий характер возникновения экономического интереса и его206

целенаправленной ориентации на конечный результат. При этом важно не столько создать экономический интерес у товаропроизводителя, сколько сформировать условия, вызывающие потребность в его осуществлении, другими словами -соответствующий инновационный климат. Следовательно, роль идет о поиске таких форм и методов реализации нормативно-

; правового и финансово-кредитного механизма, которые бы

способствовали повышению мотивации к участию, восприятию и

I осуществлению инновационной деятельности.

Таким образом, проведенное исследование и характеристика целей, содержания и основных форм реализации инновационной политики позволяют сформулировать основные принципы и условия ее реализации, а именно:

0 o признание модели инновационного развития хозяйства в

качестве приоритетной модели;

o максимальное использование рыночных механизмов для оживления инновационной и предпринимательской деятельности;

o эффективное использование, прежде всего, собственного научно-технического потенциала и проведение структурных изменений в науке и технике;

o укрепление инновационного потенциала в области науки и техники путем реструктуризации, частичного разгосударствления и приватизации, а также создания эффективных инновационных структур;

o оптимальное согласование интересов изобретателей, конструкторов, производителей и инвесторов, признание объектов интеллектуальной собственности в качестве источников дохода;207

o ориентирование инновационной деятельности на социально-экономические приоритеты, на эффективное изменение структуры производственного потенциала;

o создание одинаковой заинтересованности в инновационной и производственной деятельности всех хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности;

o максимальное привлечение средств местных предприятий, предпринимателей и банков к претворению инновационных проектов;

o заинтересованность для иностранных инвесторов в инновационных проектах для расширения производства конкурентоспособной продукции, проведение гибкой таможенной политики.

В настоящее время в Татарстане не существует официальной процедуры формирования и принятия научно-технической политики, не говоря уже об инновационной. Деятельность в этом направлении ведется не систематически, в основном, в порядке инициативы; преобладает явно ведомственный и субъективный подход, вследствие чего принятие и реализация различных мер в отношении науки оказывается несогласованными; отсутствует эффективный механизм координации деятельности субъектов научной и инновационной деятельности, региональных органов управления и финансовых источников инновационной среды. Подтверждением этого является наличие различных вариантов концепций и программ инновационной политики на уровне республики и города Казани, которые не увязаны между собой ни целями, ни единой методологической и организационной основой, ни ресурсным обеспечением,208

Нами предлагается следующий организационный механизм формирования инновационной политики региона (рис 4.1.1).

1. В соответствии с постановлением Кабинета Министров "Об усилении роли науки в решении народнохозяйственных проблем республики Татарстан" на Академию Наук Татарстана возложены функции координатора фундаментальных и прикладных исследований, проводимых в республике. Академия наук является разработчиком Государственной программы Республики Татарстан по развитию науки по приоритетным направлениям до 2000 года. Созданные в её составе Экспертный Совет и 36 экспертных комиссий по всем направлениям готовят рекомендации по всем аспектам науки и техники отраслей региона и выполняют контрольно-распорядительные функции. Академия Наук Татарстана определяет направления исследований, которым необходима поддержка правительства; разрабатывает исследовательские программы, согласованные с политикой и финансовыми возможностями республики (4% от расходной части годового республиканского бюджета и части (свыше 6%) средств республиканского внебюджетного фонда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

2. При Президенте Республики Татарстан целесообразно создать Консультационный Совет по инновациям из числа представителей правительства, ведущих научно-технических организаций, ВУЗов, организаций, имеющих опыт в области промышленных разработок и их ассоциаций, финансовых структур и представителей инновационной инфраструктуры. Консультационный Совет возглавляется Советником Президента209

Ежегодное послание

Указы

Государственный Совет

Утверждение программы социально-экономическог о развития

Президент РТ

I

Кабинет Министров

Республики

Татарстан

Рекомендации

Совет по инновациям

Рекомендации

Ресурсное обеспечение

Министерство экономики Республики Татарстан

Прогнозы, программы и задания

м

фрогнозы и результаты отрасд евых, научньхх и образовательных

прлрамм

Головные научные организации

ФПГ, (холдинги)

Академия наук Татарстана

1

Организации

отраслевой

науки

Промышленные предприятия

Малое инновационное предпринимательство

"-?

Учреждения,

организации

Академической

Науки

Рис.4.1.1 Схема управления инновационным развитием региона210

Республики Татарстан по науке и высшему образованию и призван решать три главные задачи:

1) Выявление важнейших направлений технологического развития в мировом масштабе.

2) Сопоставление и оценка действий различных государственных инстанций с точки зрения общехозяйственной необходимости.

3) Способствование положительному воздействию восприятия в обществе и у населения новой идеологии потребления, основанной на отношении к инновациям.

Деятельность Совета направлена на анализ конкурентных позиций республики в новых растущих промышленных отраслях; разработку сценариев технологического развития народного хозяйства, гарантирующего обеспечение в перспективе международной конкурентоспособности национальной экономики; координацию деятельности разных уровней государственного регулирования и эффективного использования инновационного ресурса (информации, материалов, финансов, кадров) региона; ориентация хозяйственно-политических дискуссий относительного инновационного типа развития на долгосрочную перспективу.

3. Содержание инновационной политики в отраслях формулируется специальными подразделениями (к примеру, центром научно-технического развития и инвестирования) современных организационных форм интеграции финансового и промышленного капитала - холдингов, как одной из форм организации финансово-промышленных групп. В задачи холдингов входит выработка и реализация научно-технической политики в отраслях; объединение и координация деятельности научно-технического и производственного потенциала; распределение211

средств между предприятиями и организациями, входящими в холдинг; осуществление общего контроля за инновационной политикой предприятий. Представители отраслевых структур входят в состав Консультационного Совета.

4. Формирование единой региональной политики в рамках государственной программы экономического и социального прогресса осуществляет министерство экономики республики Татарстан. В особых случаях функции координатора инновационной политики может брать на себя глава правительства и даже президент республики.

Такая схема организации и разработки инновационной политики должна способствовать четкому разграничению функций и ответственности при соблюдении согласованности курса инновационной политики. Схема проста, ориентирована на действие рыночных механизмов осуществления инновационной деятельности и в то же время учитывает роль государства в формулировании целей и перспектив развития общества и формировании правил поведения участников инновационной сферы.

Таким образом, разработанные методы прямого воздействия на инновационную сферу, включающие организационный механизм регионального развития на основе программно-целевых методов управления и механизм формирования государственного заказа на разработку конкурентоспособной промышленной продукции, содержащей инновационные решения, позволят не только усилить роль государственного регулирования механизма инновационного развития региона в целом и научно-технической деятельностью в различных отраслях народного хозяйства, в частности.

Стрекалов, Олег Борисович