Участие государства в регулировании рынка сельхозпродукции

Государственное регулирование сферы маркетинга сельхозпродукции включают широкий спектр внешне разнородных, как правило, проводимых независимо друг от друга мероприятий.

Издержки государственного бюджета на их осуществление значительно меньше в сравнении с такими направлениями госрегулирования как прямая поддержка фермеров, внешнеторговые программы и даже расходами на поддержку науки и внедрение. Например, доля отчислений на финансирование различных программ регулирования сферы маркетинга сельхозпродукции (включающее три службы Минсельхоза)37 составила в-101 -1996 г. в общем бюджете МСХ менее 1% (786 млн долл против 80,9 млрд

т,\ 38

долл).

Хотя эффект от проведения государственных программ в сфере сбыта сельхозпродукции трудно поддается точной количественной оценке, он несомненен и достаточно высок. Именно благодаря этим программам достигаются такие важные характеристики рынка аграрной продукции США как равноправие рыночных позиций всех участников, предупреждение неправомерных действий некоторых из них и в целом - стабильность функционирования. Наконец, мероприятия данной группы играют основную роль в государственном регулировании целых рынков отдельных наименований фруктов и овощей.

Следует отметить, что в специальной литературе нет четкого определения структуры мероприятий госрегулирования в рассматриваемом направлении.39 В диссертационной работе предлагается следующая структуризация направлений, в которых проводятся государственные программы в данной области:

. Общественные системы ценовой рыночной информации. . Регулирование практики торговли на рынке сельхозпродукции. . Стандартизация сельхозпродукции и продовольствия. . Регулирование кооперативного движения. . Стимулирование сбыта сельхозпродукции. . Программа федеральных рынков сбыта плодоовощной продукции.

Кроме перечисленных направлений, специально рассчитанных на регулирование сферы маркетинга сельхозпродукции, государство осуществляет целый ряд программ, которые косвенным образом влияют на нее. Например, правительство проводит закупки на открытом рынке сельхозпродукции. С учетом того, что не существует единой, скоординированной государственной программы закупок сельхозпродукции (они осуществляются различными ведомствами правительства по своим программам), дан-- 102 -

ное направление не было включено в вышеприведенный список.40 Определенное воздействие на сферу маркетинга оказывают также государственные программы продовольственной помощи, рационального питания, внедрения сельскохозяйственных знаний и др.

Каждое из указанных направлений госрегулирования направлено на решение особых проблем, возникающих в системе маркетинга сельхозпродукции (схема 3). Следует, отметить, что программа федеральных рынков сбыта является комплексной - затрагивает многие аспекты регулирования маркетинга, однако лишь в отношении вполне определенного перечня наименований плодоовощной продукции.

Кратко охарактеризуем каждое из приведенных направлений.

Главной целью создания в 20-х гг. общественной системы ценовой рыночной информации (ОСЦРИ) была необходимость помощи сравнительно небольшим и изолированным от потоков информации сельхозпроизводителям - фермерам в их взаимоотношениях с менее многочисленными и более осведомленными в рыночной конъюнктуре торговцами.41 Основную роль на рынке общественных услуг в области ценовой информации играет служба сельскохозяйственного маркетинга МСХ.

Главным принципом работы системы является мониторинг цен уже совершенных сделок. Однако в этой практике имеются исключения. Так, например, регулярно публикуются цены предложений на зерно и индюшатину.

Информирование о ценах с организованных рынков - несложная задача. Наиболее простой, с точки зрения получения и достоверности, является информация по ценам, поступающая с общественных аукционов. В данном случае цены каждой из проведенных там сделок являются открытыми для наблюдения. Примерами таких рынков являются аукционы крупного рогатого скота. Задача получения информации значительно усложняется, если рынок децентрализован и торги совершаются на частной-103-

конфиденциальной основе. В этом случае необходимая информация по ценам может быть получена лишь непосредственно от участников сделки на добровольной основе, что не всегда является возможным. В последнем случае сотрудники МСХ вынуждены проводить собственные оценки. Использование метода экспертных оценок снижает достоверность информации и потому такой подход в системе мониторинга цен является крайней мерой и не поощряется.

Экспертные оценки производятся также в случаях несоответствия публикуемой информации той, которая может быть получена в результате мониторинга рынка. Например, большая часть оптовых сделок по говядине проводится в настоящее время не в виде туш, а упакованных в коробки частей туши. В то же время цены на туши (полутуши) остаются важным ориентиром рынка. Поэтому их расчет проводится на основе мониторинга цен упакованных частей говядины с соответствующими поправками.

Одним из важных принципов работы ОСЦРИ, учитывая неполный характер доступной информации, является запрет на использование в качестве источника информации данных, предоставляемых частными информационными агентствами.

Мониторинг цен производится по большинству видов сельхозпродукции. Обычно цены регистрируются на каждом уровне маркетинга до тех пор, пока фермерская продукция может быть идентифицирована. Например, если цены на мясо крупного рогатого скота, зерно и маслосемена фиксируются вплоть до переработки, то по другим видам переработанной сельхозпродукции этого не происходит. Для овощей и фруктов цены, как правило, публикуются лишь по свежей продукции.

В сфере распространения информации основным принципом работы ОСЦРИ является широта охвата, для чего используются все возможные общественные и частные информационные каналы.Основные

направления

государственного

регулирования

Регулирование

кооперативного

движения

Система

рыночной

информации

Регулировани

е практики

торговли

Федеральные рынки сбыта

Стандар ия прод

Основные проблемы в сфере

маркетинга сельхозпродукции

.........._..........._..............__?......* А-: '.......

Неравноправное положение субъектов рынка,

Нарушение этики

торговли участниками рынка

Отсутствие

унификации

продукции

Цепь

маркетинга

сельхозпродукции

Другие направления, косвенно воздействующие на сферу маркетинга

Фермеры

Опт, переработка

и розничная

торговля

Государственные закупки сельхозпродукции, программы научно-информационного обслуживания и внедрения

Программы продоволь рационального питания продовольст

Схема 3. Структура действия программ регулирования маркетинга сельхозпр- 105-

В последние годы оживились дискуссии о необходимости передачи многих функций ОСЦРИ компаниям частного сектора. Представляется, что хотя остается возможной передача части ее функций в частный сектор, система будет сохранена в основном. Главная причина этого заключается в том, что ОСЦРИ выполняет ряд важных функций, которые не могут быть в достаточной степени выполнены частным сектором, в том числе:

1. Поддержание конкуренции на рынке. Система снижает издержки всех участников рынка на получение информации, облегчает доступ к ней небольших предприятий, содействуя, таким образом, росту их конкурентоспособности с крупными компаниями.

2. Ограничение недобросовестной рыночной практики, которая может возникать вследствие большей информированности одних участников рынка по сравнению с другими.

3. Повышение экономической эффективности деятельности участников рынка, возникающей под влиянием более полной информации об условиях рынка и приводящей к снижению издержек поиска оптимальных вариантов сбыта продукции.

Деятельность государства по регулированию правил торговли на рынке сельхозпродукции проводится в соответствии с целым рядом законодательных актов, принятых еще в 20-30 гг. (с учетом внесенных позднее в них поправок) в следующих направлениях:

1. Снижение степени влияния отдельных участников рынка, предотвращение тайных соглашений, ограничение практики недобросовестной торговли.

Решение этой задачи осуществляется с помощью целого комплекса мер. Так, закон "О заготовителях и скотопригонных дворах" регулирует отношения в ходе маркетинга мясной продукции, запрещая любые виды дискриминационной практики торговли, манипулирования ценами и т.п., которые могут причинить вред отдельным субъектам рынка. Все заготови--106-

тели и перерабатывающие предприятия должны в соответствии с законом иметь государственные лицензии.

Закон "О комиссии по торговле товарными фьючерсами" ограничивает такие антирыночные способы фьючерсной торговли, как искусственное "сжатие" рынка, скупка товара и т.п.

Закон "О семенах" регулирует наличие определенной информации на упаковках семян, запрещает фальсификацию информации и предусматривает ответственность за нарушение правил на рынке семян.

Основной задачей закона "О честной практике сельскохозяйственной торговли" является предотвращение дискриминации в отношении отдельных сельхозпроизводителей, при которой за товар одинакового качества или за одинаковые услуги устанавливается различная цена. Однако несмотря на предусмотренные меры, закон не работает. Основная причина заключается в чрезмерной бюрократичности процедур, связанных с реализацией заложенных в него мероприятий.

2. Предотвращение неравенства рыночных позиций одних сельхозпроизводителей по сравнению с другими.

Основным средством решения задачи усиления рыночной позиции фермеров является законодательная поддержка государством их кооперативного движения. Главным правовым актом в этом направлении является закон Каппера-Волстада, известный также как закон "О кооперации", который предоставляет значительные права кооперативам сельхозпроизводителей. В частности, их деятельность освобождена от требований антимонопольного законодательства. Одновременно, во избежание превышения ими своих прав, предусмотрены ограничения на деятельность кооперативов. Так, кооперативам, играющим доминирующую роль на рынке данного продукта, запрещено устанавливать цены на свою продукцию выше средних цен рынка.

3. Обеспечение своевременной и полной оплаты за проданные товары.-107-

Несвоевременная оплата проданной продукции является одной из хронических проблем рынка сельхозпродукции. Государство содействует решению этой проблемы регулятивной деятельностью в нескольких направлениях.

В соответствии с общим законодательством о банкротстве, производитель, поставивший продукцию, но не получивший оплаты за нее, имеет право на свою долю активов несостоятельного покупателя после их распродажи.

Закон "О скоропортящейся сельскохозяйственной продукции" разрешает проблему в торговле плодоовощной продукцией в связи с затягиванием оплаты поставки навязыванием дискуссий о качестве товара. Проблема разрешается путем учреждения определенных правил поведения участников рынка и наблюдении со стороны государственных органов за их соблюдением. Основным средством обеспечения полной и своевременной оплаты поставок в данном случае является немедленный арбитраж возникающих споров, а также угроза лишения права торговли за несвоевременную оплату поставок.

В соответствии с законом "О хранении на складах" государство контролирует платежеспособность хранилищ (складов), лицензированных в соответствии с законом или используемых по программам ТКК. В конце 80-х гг. под соответствующим контролем государства находилось около 54% коммерческих хранилищ хлопка (около 70% всего объема хранения) и 43% зернохранилищ (30%).42 Склады, деятельность которых лицензирована в соответствии с законом, должны выполнять определенные требования по поддержанию своей финансовой ликвидности, а при расчетах и других финансовых операциях (например, закладных) пользоваться стандартными квитанциями, которые разработаны с участием государственных органов.-108-

Закон "О заготовителях и скотопригонных дворах" регулирует своевременность оплаты за животноводческую продукцию, проданную фермерами заготовителям. В частности закон содержит требование оплаты за проданный товар путем подписания чека или электронного перечисления денежных сумм в течение 24 часов с момента продажи. Закон предоставляет МСХ право отозвать лицензию на торговлю у недобросовестных торговцев. Наконец, фермеры-животноводы имеют преимущественные права на получение неуплаченных сумм при применении законодательства о банкротстве к несостоятельному заготовителю их продукции.

Жесткий контроль соблюдения своевременности оплаты поставок молока на переработку проводится в рамках системы федеральных рынков молока (ФРМ). Например, в соответствии в правилами ФРМ, охватывающего консалтинг в россии регион около г. Чикаго, молоко, поставленное на переработку в первой половине месяца должно быть оплачено не позднее третьего числа следующего месяца, а во второй половине месяца - до 18 числа.43 За соблюдением этого правила следит администратор ФРМ, деятельность которого, в свою очередь, контролируется сотрудниками службы с.-х. маркетинга МСХ.

Работа в области стандартизация сельскохозяйственной продукции и продовольствия проводится государством с целью обеспечения эффективного товарообмена на рынке сельхозпродукции путем установления системы качественных характеристик, присущих определенным видам продукции. Помимо этой основной функции, система стандартизации призвана решать ряд других важных задач: ограничение недобросовестной практики торговли; рост экономической эффективности бизнеса за счет учета конъюнктуры рынка соответствующих товаров и др.

Система стандартов часто используется как составная часть системы контроля предложения продукции на рынок. В частности, это имеет место в федеральных рынках плодоовощной продукции, где система стандартов-109-

была внедрена, в основном, для помощи сельхозпроизводителям. Напротив, внедрение системы стандартов для зерновой продукции происходило по инициативе зерноторговцев. В отношении животноводческой продукции, хлопка и табака системы стандартов были разработаны главным образом как часть системы информации о ценах рынка.

Вовлечение государства в работу по стандартизации началось в первой половине XX столетия в ответ на запросы производителей и представителей торговли. Сертификация продукции на соответствие стандартам осуществляется на добровольной основе в основном силами двух подразделений МСХ - службы сельскохозяйственного маркетинга и инспекции зерна и администрацию мясоперерабатывающих предприятий и скотобоен.

Объединение фермеров в кооперативы позволяет им значительно усилить свои конкурентные позиции на рынке. Поэтому государственное регулирование кооперативного движения является важнейшим средством борьбы с неравноправным положением фермеров и монополизацией рынков сельхозпродукции и средств производства.

Истоки кооперативного движения в США восходят к началу XIX века, однако причины, побуждающие фермеров объединяться, остались за прошедший период неизменными. Это - желание противостоять тенденциям внутриотраслевого и межотраслевого диспаритета цен.

Законодательной основой кооперативного движения в сельском хозяйстве являются три закона: Клейтона (1914 г.), Каппера-Волстада (1922 г.), "О честной практике сельскохозяйственной торговли" (1967 г.)

В соответствии с законом Клейтона сельскохозяйственные организации, созданные для взаимопомощи, освобождались от регулирования в соответствии с антимонопольным законодательством по закону Шермана (1890 г.). Для ряда современных фермерских кооперативов такая льгота-появляется достаточно важной, т.к. размеры их таковы, что могут быть охарактеризованы как монополии.

Закон, однако, не оговаривал, какая деятельность подлежит исключению из правил антимонопольного регулирования. Этот недостаток был устранен в законе Каппера-Волстада. Дополнив существовавшие положения о кооперативном движения, этот акт уточнил, что фермерам разрешено объединяться в целях "совместной переработки, подготовки продукции к продаже на рынке, а также собственно сбыта сельскохозяйственных товаров".44 По существу закон о кооперации является основным законодательным актом, регулирующим кооперативное движение фермеров.

Закон "О честной практике сельскохозяйственной торговли" лишь дополняет закон Каппера-Волстада. В частности, он запрещает перерабатывающим предприятиям оказывать давление на сельхозпроизводителей с целью воспрепятствовать их участию в кооперативах, а также проводить дискриминационную политику в отношении фермеров, не являющихся членами кооперативов.

Надзор за соблюдением сельскохозяйственными кооперативами норм и правил деятельности осуществляет административный комитет, сформированный на базе МСХ.45

Важным стимулом развития кооперативного движения являются предоставленные кооперативам льготы в налогообложении. Так, полученная кооперативом и перечисленная на счета своих членов прибыль подлежит налогообложению лишь однажды - налогом с дохода фермеров, участвующих в кооперативе. Для сравнения, в корпорациях существует порядок двойного налогообложения - с полученной прибыли сначала взимается корпоративный налог (налог с прибыли), а затем с дивидендов, полученных ее акционерами, исчисляется подоходный налог. При одинаковых доходах от продаж, издержках и величине полученной прибыли сумма до--111 -

хода владельцев (участников, акционеров) после вычета налогов оказывается для кооператива в 1,3 раза выше, чем для корпорации.46

Отметим, что кооперативное движение получило очень широкое распространение в аграрном секторе США. Хотя число кооперативов неизменно снижалось (в соответствии со уменьшением числа фермеров), росли их концентрация и объем деятельности. Так, в 1940 г. насчитывалось 10,7 тысяч кооперативов, членами которых являлись 3,2 млн человек. Общий объем их деятельности составил около 2,3 млрд долларов. В 1960 г. эти показатели составили соответственно 9,1 тысяч, 7,2 млн человек и 12,4 млрд долл, а в 1996 г. - 5,7 тысяч, 3,7 млн человек и 106,2 млрд долл.47 Доля кооперативов в общем маркетинге сельхозпродукции возросла с 23% в 1940 г. до 35% в 1960 г. и 39% в 1996 г.48

Государство осуществляет мероприятия по стимулированию сбыта сельхозпродукции в нескольких направлениях: проведение программ общей рекламы товаров; разработка новых видов продукции из традиционного сырья с ожидаемым увеличением спроса на него (например, этанол, упаковка из кукурузного крахмала и т.д.); создание льготных условий производства и сбыта продукции (например, налоговые льготы по производству и сбыту этанола).

Из перечисленных направлений первое проводится исключительно в сфере маркетинга. Мероприятия, проводимые в его рамках, сосредоточены на обеспечении потребителей разнообразной информацией с целью убедить их покупать больше товаров. Эти государственные программы стимулирования сбыта отличаются от рекламы частных фирм тем, что они нацелены на информирование потребителя в целом о продукте, его видах, а не о конкретных марках и изготовителях.

Для практической реализации программ общей рекламы в соответствии с законодательством в ряде отраслей созданы специальные объединения производителей. Эти объединения имеют полномочия развивать и- 112 -

поддерживать работу по исследованию и продвижению своих товаров, производимых в отрасли. В соответствии с законодательством финансирование программ осуществляется за счет специального налога под названием "сбор на стимулирование сбыта". Сбор начисляется и взимается автоматически при продаже каждой единицы продукции (включая поставки по импорту). Помимо размера и порядка взимания средств законодательством определены порядок и направления их расхода. Ответственным за координацию программ содействия сбыту является Служба сельскохозяйственного маркетинга МСХ.

Федеральные программы стимулирования сбыта, в рамках которых проводится реклама общего характера, появились в середине 50-х гг. Именно тогда законодательно были утверждены отдельные программы для 17 наименований продовольственных товаров. В настоящее время 13 из них еще функционируют. Сборы от производителей на цели общей рекламы и продвижение товаров выросли в 10 раз в течение 80-х гг. - с 44 млн долл в 1982 г. до 450 млн долл в 1992 г. По состоянию на начало 90-х гг. большая часть собранных сборов на стимулирование сбыта (до половины общей суммы) приходилась на программу содействия сбыту молока и молочных продуктов, а на пять первых (по расходам) продуктов (молочные продукты, говядина, свинина, хлопок и соевые бобы) приходилось более 90% расходованных средств.49

В рамках некоторых программ проводится поддержка исследовательских проектов по развитию технологий и созданию новых или совершенствованию традиционных видов продукции. Главными ориентирами в этой работе являются рост привлекательности продуктов для потребителей, уменьшение себестоимости производства и маркетинга продуктов.

Государственная программа федеральных рынков сбыта (ФРС)50 -установленный порядок сбыта определенного вида сельхозпродукции, в соответствии с которым производители могут самостоятельно регулиро--113-

вать отдельные аспекты сбыта (производства) конкретной продукции как в стране так и при реализации ее за рубежом. ФРС играют важнейшую роль в регулировании производства и маркетинга ряда наименований плодоовощной продукции.

В основе механизма ФРС заложена идея саморегулирования в рамках отдельных отраслей, предложения сельхозпродукции на рынок, которая появилась еще в период 30-х гг., когда цены на большую часть сельхозпродукции были чрезвычайно низки. Попытки преодолеть такую ситуацию посредством искусственного роста цен рынка и поставок на него лишь высококачественной, свежей и в ограниченных объемах продукции, были предприняты некоторыми сбытовыми кооперативами. Однако их усилия не увенчались успехом, т.к. не участвующие в таких кооперативах производители поставками своей продукции сводили на нет действия первых по ограничению предложения. Эта проблема получила название проблемы "свободных наездников" и не могла быть решена лишь на уровне самих производителей.

Правовая поддержка этого процесса со стороны государства была предусмотрена в законе "О сельскохозяйственных соглашениях маркетинга" от 1937 г. В соответствии с ним производителям, перерабатывающим предприятиям, торгово-закупочным компаниям и кооперативам в пределах одной отрасли разрешено входить в добровольные объединения с целью контроля объема поставляемой на рынок продукции. Такие объединения получили название федеральных соглашений или рынков сбыта и не подлежали ограничениям со стороны антимонопольного законодательства.

Закон разрешил создание ФРС лишь для определенных видов сельскохозяйственной продукции, а поправки к нему неоднократно уточняли этот перечень. Со временем ФРС получили достаточно широкое распространение. Если в 1940 г. всего в стране их насчитывалось 17, то к 1960 г. эта цифра выросла до 36, а в 1970 г. - до 46.51 Однако в 90-х годах про--114-

изошло некоторое сокращение числа ФРС до 42 в 1994 г. и 37 - в 1996 г.52 Доля продукции, поставляемой на рынок через ФРС, в общем объеме ее маркетинга составляла в 90-е гг. в среднем около 3%. Несмотря на это, доля поставок отдельных видов продукции была более значительной. Так, практически весь грецкий орех, миндаль, киви, нектарины, клюква и ряд других продуктов производятся и поставляются на рынок через ФРС.

Следует отметить, что в системе госрегулирования производства молока применяется сходные по названию механизм, а именно -"федеральный рынок сбыта". Однако по сути механизм работы федеральных рынков молока (ФРМ) во многом отличается от применяемого в ФРС плодоовощной продукции. В ФРМ, в частности, административным образом устанавливаются минимальные закупочные цены на молоко, чего нет в ФРС. С другой стороны, в ФРС большее внимание уделяется вопросам стандартизации поставляемой продукции, используемой упаковки, а также применению элементов принудительного контроля производства и сбыта, что не так выражено или вовсе отсутствует в ФРМ. Программа ФРМ может быть с большим основанием отнесена к программам поддержания цен и доходов производителей. В то же время, учитывая сезонный характер производства плодоовощной продукции, ограниченные рынки сбыта, задача ФРС заключается более в стабилизации рынка, недопущении значительных колебаний во время сезонного сбора скоропортящейся продукции. Таким образом, ФРС - государственный инструмент помощи производителям, применяемый с целью использования преимуществ совместной договоренности для снижения нестабильности рынка сбыта и повышения прибыли участников соглашения.

Государство является основным гарантом эффективной работы ФРС, осуществляя ряд важнейших функций регулирования и контроля. Во-первых, только МСХ, по ходатайству производителей, уполномочено принимать решения на предмет создания новых ФРС. Во-вторых, важной за--115-

дачей МСХ является организация последующих референдумов на предмет переутверждения ФРС (обычно проводимых каждые 6 лет). Наконец, государство осуществляет контроль соблюдения в работе ФРС законодательных правил и норм. В случае выявления несоответствия или нарушений этих правил, министр сельского хозяйства имеет право прекратить деятельность данного ФРС.

Механизм федеральных рынков сбыта имеет свои достоинства и недостатки, а также определенные консалтинг в связях с общественностью пределы своего действия.

Среди положительных сторон ФРС следует, в первую очередь, выделить вклад в стабилизацию цен на контролируемую ими продукцию. Как правило, продукцию, произведенную в их рамках, отличают высокие стандарты качества, которые поддерживаются жестким регулированием внутри ФРС. К положительным сторонам этого механизма следует отнести также высокие требования к стандартизации и качеству упаковки и тары для транспортировки, жесткий контроль за их соблюдением. Все это, несомненно, приводит к снижению издержек сбыта продукции. Существующая в рамках ФРС система специальных сборов на цели финансирования прикладных исследований в области производства и маркетинга продукции также положительно сказывается на росте их эффективности. Заслуживает внимания и налаженная система рыночной информации, которая, как правило, сопутствует работе федеральных рынков сбыта.

В то же время деятельность ФРС приводит к ряду негативных последствий. Основным недостатком является предоставленная законодательством возможность ограничения предложения на рынок, что может быть использовано для искусственного завышения цен. В качестве примера можно привести ФРС хмеля, организованный еще в 1937 г. Во время инспекции его деятельности специалистами МСХ в начале 80-х гг., было выяснено, что с помощью ограничений производства были созданы уело--116-

вия, когда цены на продукт заметно превышали экономически обусловленный уровень. В результате этот ФРС был упразднен.53

В целом, существование практически всех современных ФРС пусть и не так явно, как в описанном случае, приводит к росту цен на регулируемую ими продукцию. Более того, известны случаи, когда административные комитеты ФРС противостоят новациям, которые могут привести к снижению сбытовых цен. Например, комитет ФРС лимонов противодействовал внедрению в отрасли технологии, которая могла бы привести к значительному (до 6 месяцев) увеличению срока хранения этого продукта.54

Использование механизма ФРС в регулировании производства сельхозпродукции на первый взгляд представляется заманчивым. Действительно, важнейшим достоинством ФРС является то, что кроме незначительных административных издержек на контроль за выполнением установленных предписаний работы, государство не производит никаких прямых бюджетных отчислений на их функционирование. Это позволяет иногда называть ФРС "фермерскими программами, которые не видны".55 В то же время, в рамках ФРС решается важнейшая задача регулирования производства, на которую в ряде других отраслей сельского хозяйства государство затрачивает значительные средства.

Более глубокий анализ показывает, однако, что механизм регулирования производства, используемый в ФРС, не применим в отношении многих видов сельхозпродукции, в частности, основных сельхозкультур (зерно, маслосемена, хлопок). Это положение обусловлено следующими основными причинами.

Во-первых, большая часть сельхозкультур, сбыт которых регулирует ФРС, как правило, возделывается сравнительно небольшим числом производителей на весьма ограниченной территории. Поставки также ведутся на достаточно ограниченные рынки. В то же время производством зерна занято большое число производителей, а поставки осуществляются на мно--117-

гие рынки. Введение регулирования по типу ФРС для зерна потребовало бы большой дополнительной работы по согласованию его поставок и было бы связано со значительным снижением предпринимательской свободы большого числа фермеров. Таким образом, возможность поддержания цен путем введения определенных ограничений по типу ФРС возможна лишь в условиях существования ограниченных и изолированных рынков продукции, имеющей достаточно короткий период поставок. В случае основных видов сельхозпродукции ситуация ограниченных рынков могла бы быть создана лишь путем административных запретов, что недопустимо в условиях рыночной экономики.

Во-вторых, большая часть производимой в рамках ФРС продукции поставляется на внутренний рынок и поставки по экспорту не играют жизненно важной роли в их функционировании. Напротив, большая часть основных видов сельхозпродукции ориентирована на экспорт. Поэтому ограничение конкуренции и рост цен, возникающих вследствие применения инструмента ФРС, отрицательно скажется на конкурентной позиции такой продукции на мировом рынке. Последнее вызовет необходимость адекватной помощи государства путем поддержки экспорта (что весьма проблематично в свете последних решений ГАТТ), либо изъятия излишков с внутреннего рынка, что, как показала практика прошедших десятилетий, довольно дорогостоящее для бюджета мероприятие.

Наконец, рост цен на зерновые культуры, из-за применения механизмов ФРС, вызвал бы рост диверсификации производства со стороны производителей животноводческой продукции. Последние, с целью снижения издержек, были бы вынуждены начать самостоятельное производство кормовых ресурсов. Это бы вызвало соответствующее снижение спроса на рынке и, как следствие, необходимость прямого государственного вмешательства.-118-

Таким образом, несмотря на всю свою видимую привлекательность, очевидно, что механизм ФРС не в состоянии стать заменой существующим программам поддержки цен и дохода в отношении основных сельхозкультур.

* * *

Анализ деятельности государства по регулированию сферы маркетинга сельскохозяйственной продукции позволяет сделать следующие выводы:

o Эффективное функционирование рынка сельхозпродукции невозможно без выполнения ряда ключевых условий: осведомленности всех его участников о текущей конъюнктуре, наличия унифицированной системы подачи товара (стандартов качества), ограничения возможности недобросовестного поведения и т.д. Невыполнение этих условий ведет к появлению серьезных проблем, а именно: неравноправное положение фермеров и монополизация рынка; нарушение этики торговли; нестабильность вследствие отсутствия унификации продукции; низкая осведомленность о потребительской ценности продукта, ряд других. Очевидно, что без активного государственного вмешательства решение большинства из этих задач оказывается невозможным.

o В настоящее время в аграрном секторе США сложилась стройная система государственных мероприятий, осуществляемых в сфере маркетинга сельхозпродукции. Они проводятся в следующих основных направлениях: поддержание системы ценовой рыночной информации; регулирование практики торговли на рынке сельхозпродукции; поддержание системы стандартизации сельхозпродукции и продовольствия; регулирование кооперативного движения; стимулирование сбыта сельхозпродукции; регулирование программ федеральных рынков сбыта плодоовощной продукции.-119-

o Государственное регулирование сферы маркетинга сельхозпродукции в США было начато еще до начала реформ "новой аграрной политики" 30-х гг. и во многом стало предпосылкой успешной их реализации. В целом, издержки бюджета на проведение программ регулирования рынка в сравнении с другими направлениями регулирования аграрного сектора сравнительно невелики, однако их наличие - непременное условие нормальной жизнедеятельности как всего рынка сельхозпродукции, так и фермерской экономики.

o Одна из важных особенностей большинства государственных программ в данной области - их добровольная основа. Участников рынка не принуждают выполнять те или иные предписания. Однако система госрегулирования построена так, что участие в этих программах или соблюдение установленных норм оказывается выгодным участвующим в товарообмене сторонам.

Выводы

Анализ структуры, механизмов и последствий реализации рассмотренных в главе направлений государственного регулирования, позволяет сделать вывод о том, что в США создана стройная система мер госрегулирования, направленная на стабилизацию жизнедеятельности сельского хозяйства (а через него и аграрного сектора в целом) страны и роста его эффективности. Три основных направления аграрной политики (поддержание цен и доходов, система кредитного финансирования фермерского сектора, регулирование рынка сельхозпродукции) закладывают основы продовольственной безопасности страны.

В результате эволюции этой системы в XX веке, в сельском хозяйстве сложилась ситуация, когда американские фермеры работают по существу с высоким уровнем гарантий защиты их разнообразных производственных и маркетинговых интересов. Создана, по образному выражению специалистов, "сетка безопасности" - система мер, обеспечивающих надеж--120-

ную защиту аграрного сектора от кризисных потрясений любого происхождения.

Характеризуя главные итоги проведенного анализа следует подчеркнуть следующее:

o Программы прямой поддержки цен и дохода были, являются и, по-видимому, останутся центральным звеном аграрной политики. Несмотря на официальные заявление последних 10-15 лет о необходимости усиления действия в фермерском хозяйстве рыночных механизмов, предпринятые в этот период изменения имели лишь характер структурных. В то же время количественный уровень поддержки не уменьшился, но даже несколько вырос. Так, несмотря на крайне благоприятные условия рынка 1995-97 гг., агрегированный размер поддержки (чистая стоимость трансфертов в сельское хозяйство) составила необычно высокую для такого периода величину в 17-19%.

o Как однозначно свидетельствует история аграрного сектора США, присутствие государства в сфере аграрного кредита является жизненно важным условием эффективного функционирования сельскохозяйственного производства. Основным видом государственного регулирования кредитной сферы является стимулирование и поддержка (в первую очередь - косвенная, а в случае необходимости и прямая) деятельности кооперативных и коммерческих кредитных институтов. Прямое присутствие государственных организаций на кредитном рынке (в качестве заемщика) на общих основаниях является неэффективным и должно быть сведено к функции "последнего прибежища" - источника кредитных ресурсов для весьма ограниченного круга заемщиков.

o Создание системы мер госрегулирования сферы маркетинга сельхозпродукции является необходимым условием как эффективного функционирования самого аграрного сектора, так и возможности эффективной реализации в жизнь остальных мероприятий аграрной политики.-121 -

Существование созданной в своей основе до начала "новой аграрной политики" 30-х гг., системы мер в сфере маркетинга несомненно стало важнейшим фактором позитивного эффекта в реализации реформ администрации Рузвельта. Издержки на проведение таких мероприятий, как правило, невелики но эффект - значителен. Поэтому их устройство следует рассматривать как первый шаг в построении системы госрегулирования аграрного сектора в условиях переходной экономики.-122-

Глава 3. Реализация программ поддержания эффективности аграрного сектора

В главе проведен анализ двух направлений государственного регулирования аграрного сектора - внешнеторговых программ и системы научно-информационного обслуживания. В отличие от программ, рассмотренных во второй главе и направленных, главным образом, на обеспечение благоприятных условий функционирования фермерского хозяйства, выгоды от проведения программ внешнеторговой и научной направленности распространяются также на другие сферы аграрного сектора.

Так, внешнеторговые программы, безусловно, стимулируют рост спроса на сельскохозяйственную продукцию и, в конечном итоге, стабильность доходов фермеров. В то же время следует отметить, что, во-первых, экспорт сельхозпродукции осуществляется в США сравнительно небольшим числом крупных компаний - преимущественно транснациональных корпораций (ТНК), включающих в себя, как правило, целый комплекс производственных, перерабатывающих и транспортных подразделений. Поэтому продовольственные ТНК в не меньшей степени, чем фермеры заинтересованы в успешном развитии внешнеторговых поставок, а, следовательно, государственной поддержке экспорта. Во-вторых, регулирование импортных поставок, наряду с защитой фермерского сектора, в значительной степени направлено на стабилизацию потребительского рынка. Около трети ввозимой продовольственной продукции относится к разряду "неконкурентной" - не производимой вообще, либо производимой в недостаточном объеме на территории США. Наконец, некоторые исследователи указывают также на повышение роли социальных аспектов внешнеторгового регулирования, связанной с "вымыванием" отдельных отраслей хозяйства и обострением, как следствие, проблемы занятости.1

Эффект от использования продукции сферы научных исследований также выходит далеко за рамки собственно сельского хозяйства.2 В то же-123-

время, поддержание надежного базиса в области фундаментальных наук, разработка перспективных технологий, усовершенствование мер защиты прав на изобретения и т.п., создает основы успешного развития всего аграрного сектора.

Овчинников, Олег Григорьевич