Развитие рациональных хозяйственных связей с зарубежными партнерами

Совершенствование форм и методов взаимодействия с зарубежными партнерами в настоящее время является весьма существенным условием повышения устойчивости и конкурентоспособности отечественных автозаводов. В ОАО "Москвич" эта задачи решается в рамках двух специальных программ стратегического развития завода.

Согласно одной программе ОАО "Москвич" осуществляет закупки у зарубежных фирм комгогектующих мирового уровня качества. Согласно другой, - завод развивает совместное производство с зарубежным партнером. Первая программа предусматривает использование при сборке "Москвича" таких зарубежных комплектующих, которые в настоящее время не выпускаются с необходимым уровнем качества в России. Как было показано в параграфе 5.2, ОАО "Москвич" многое делается и для развития взаимодействия с отечественными поставщиками, но если уровень качества некоторых из них недостаточен, что определено по специальным методикам, входящим в представленный выше стандарт предприятия, то, на наш взгляд, нельзя из-за ложно понимаемого чувства патриотизма тормозить улучшение параметров выпускаемых автомобилей. А безусловное улучшение этих параметров сегодня может быть с гарантией обеспечено на основе широкого международного сотрудничества.

Зарубежными поставщиками комплектующих у ОАО "Москвич" сегодня являются те же надежные известные фирмы, которые обеспечивают своей продукцией "Мерседес", "БМВ", "Фиат", "Рено", "Ситроен", "Пежо". В частности, это тормозная аппаратура из Англии (фирма214

"Лукас"), это шарниры равных угловых скоростей (ранее они были уязвимым местом наших автомобилей) от германской фирмы "ГКН", это сцепление французской фирмы "Валео" и немецкой фирмы "Лук", наконец, это мощные двигатели фирмы "Рено". Долго перечислять всю номенклатуру зарубежных комплектующих (у завода сегодня 28 основных зарубежных поставщиков), но можно высказать утверждение о том, что на этой основе сегодняшняя продукция ОАО "Москвич" достаточно конкурентоспособна.

По мнению автора, в ходе взаимодействия с различными зарубежными фирмами крайне важным является обеспечение единой хозяйственной политики и соблюдение национального достоинства российского предприятия. Эти принципиальные подходы закреплены в подготовленном автором соответствующем приказе по заводу "Москвич" (Приложение 17).

Характеризуя роль и значение контактов ОАО "Москвич" с зарубежными поставщиками, нужно отметить еще один важный момент. Закупив в свое время вакуумный усилитель в сборе с главным тормозным цилиндром у английской фирмы "Лукас", мы убедились в том, что этот агрегат по всем показателям значительно лучше отечественного, поставщиком которого был Кинешемский завод "Автоагрегат". Через весьма незначительный срок нам стало известно, что Кинешемский завод ведет активные переговоры с фирмой "Лукас", и что сотрудничество между ними перешло в активную фазу. Можно надеяться, что фирма "Лукас" и наш Кинешемский "Автоагрегат" создадут нормальное совместное производство.

Таким образом, развитие взаимодействия ОАО "Москвич" с зарубежными поставщиками способствует не только повышению качества выпускаемых автомобилей, но и формированию альтернативных поставщиков в России, которые подняв уровень качества своей продукции, смогут конкурировать с иностранными производителями или войдут во взаимовыгодный альянс с ними. Подводя краткие итоги значимости первой из указанных программ ОАО "Москвич" по сотрудничеству с зарубежными партнерами, подчеркнем, что ее осуществление создает предпосылки для развития конкурентоспособного производства комплектующих в России. В ближайшей перспективе возможно будет налажено и совместное производство215

шарниров равных угловых скоростей, к которому сегодня стремится поставляющая их на ОАО "Москвич" немецкая фирма "ГКН".

Вторая из программ стратегического развития ОАО "Москвич" по сотрудничеству с зарубежным партнером предусматривает развитие совместного производства. Стратегическим иностранным партнером для ОАО "Москвич" является фирма "Рено". На вопрос, почему "Москвич" избрал "Рено", можно ответить следующим образом:

- во-первых, в 1968 году при возведении промплощалки № 2 для "Москвича" фирма "Рено" была разработчиком технологического процесса и производства в целом;

- во-вторых, в 1974 году при активном участии фирмы "Рено" был построен высотный автоматизированный склад, и во многом поэтому проблема запасных частей к "Москвичу" никогда не стояла так остро, как в свое время с запчастями к автомобилям "Жигули", в этом большая заслуга склада центра запчастей;

- в-третьих, в 1985 году "Рено" приняла участие в доводке автомобилей, которые совсем до недавнего времени делал "Москвич";

- в-четвертых, в 1995 году был подписан контракт на поставку первых 40 тысяч двигателей.

В 1996 году в г. Париже при участии делегации Правительства Москвы был подписан первый вариант договора о сотрудничестве в области производства автомобилей. Этот факт показывает, кто инвестиционный партнер ОАО "Москвич".

Фирма "Рено" - это первая из всех фирм, с которой ОАО "Москвич" проводил переговоры и которая приняла два важных для завода условия.

Первое условие: на нашем заводе должно быть создано производство современного автомобиля, а не той модели, которую зарубежная фирма предполагает снять с производства. В итоге такой моделью стала машина "Рено-Меган", производство которой было освоено фирмой в октябре 1996 года.

Второе условие: производство это должно быть полномасштабным. Мы не собираемся заниматься отверточной технологией, нашими планами216

предусматривается полномасштабное освоение производства через 29 месяцев после начала работ, а 29 месяцев нужны для того, чтобы возвести окрасочный комплекс этого предприятия. Организовываемое совместное предприятие видится как совершенно самостоятельное предприятие, где Правительство Москвы, "Рено" и АО "Москвич" будут соучредителями. Предприятие будет производить автомобиль малого класса, выпуская до 120 тыс. автомобилей в год. В настоящее время после завершения технических переговоров, фирма "Рено" заключила контракт с известной консалтинговой фирмой (она же является банковской структурой) и приступила к серьезному изучению нашего таможенного и гражданского законодательства, юридических формальностей с тем, чтобы разработать свою позицию для проведения окончательных переговоров. С учетом проведения регулярных контактов мы надеемся, что в самой ближайшей перспективе появятся конкретные результаты.

Повышающиеся требования рынка, недостаток средств для выпуска автомобилей нового поколения диктуют необходимость находить альтернативные пути развития отечественного автомобилестроения. Одной из форм сокращения образовавшегося разрыва в уровнях автомобильной техники, выпускаемой отечественной промышленностью и ведущими зарубежными, фирмами может быть организация выпуска автомобилей и на совместных сборочных производствах.

К основным факторам, стимулирующим развитие совместных сборочных производств в России относятся:

o бурный рост емкости автомобильного рынка России;

o сохранение высокого уровня таможенных пошлин на импортные автомобили;

o регулирование уровня освоения автомобильных компонентов для промышленной сборки автомобилей через установление ступенчатого таможенного тарифа на их импорт и разделение рисков между партнерами при реализации проектов.

Стратегической целью совместных производств должна быть организация сборочных производств автомобилей с освоением компонентов на217

отечественных предприятиях, что будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест.

Развитие сборочного производства может проходить на основе использования двух основных типов комплектов 8ЮЭ и СЮЗ. Первые включают окрашенный кузов, агрегаты и комплектующие. Использование вторых является более развитой формой сборки. В этом случае вместо кузова импортируются его панели и детали, а сварка и окраска проводятся на месте последующей сборки.

И тем и другим способами вместе в мире собирается ежегодно около миллиона автомобилей (до 2 % мирового производства). Эти методы можно рассматривать как промежуточные этапы в организации полномасштабного производства современных автомобилей в России.

Сегодня практически все автомобильные заводы России заявляют о существовании программ совместного сборочного производства. Кроме того, целый ряд регионов предполагает развитие автосборочных производств на предприятиях, не относящихся к автомобильной промышленности.

Вместе с тем развитие производств по схемам 8КО или СЮЗ требует глубокой проработки возможностей общероссийского и региональных компания антикризисный консалтинг рынков. Недостаточность маркетинговых исследований претендентов, реализующих совместные проекты по данным схемам, может привести к несбалансированности спроса и предложения на рынке автомобилей и к дополнительным рискам при создании совместных сборочных производств.

При создании новых сборочных производств, очевидно, необходимо отдавать предпочтение тем видам автомобильной техники, по которым отсутствует или недостаточно развито отечественное производство (например, производство универсалов повышенной вместимости, легковых автомобилей особо малого класса и др.).

Организация сборочных производств требует значительных инвестиций как собственных средств организаторов данного производства, так и привлекаемых, поэтому предпочтительной является организация в форме совместных с инофирмами предприятий.218

Так как совместные структуры обладают не только инвестиционной привлекательностью, остановимся на этой проблеме несколько подробнее. Взаимодействие российских заводов с зарубежными партнерами в рамках совместных предприятий продолжает оставаться важным направлением межфирменного сотрудничества. Анализируя ход развития совместного предпринимательства в России, нужно отметить, что на начальной стадии процесс создания предприятий с иностранными инвестициями на территории нашей страны характеризовался исключительно высокими темпами. Хотя первая волна эйфории, связанной с гипертрофированными прогнозами относительно роли СП уже прошла, их создание продолжается и сегодня. Как уже было сказано, проработку вопросов подобного технологического взаимодействия ведет и ОАО "Москвич" совместно с французской фирмой "Рено".

Для нынешнего периода развития экономики России свойственны попытки оптимизации механизма привлечения зарубежных инвестиций без ущемления интересов отечественных предпринимателей. Этим целям призван содействовать и ряд принятых в последнее время мер государственного регулирования экономики.

К основным преимуществам совместных предприятий, по сравнению с другими формами хозяйственного сотрудничества можно отнести: возможность комплексного использования взаимных усилий партнеров по сотрудничеству во всех предпроизводственных, производственных и сбытовых циклах; долговременность соглашений о совместных предприятиях; объединение наиболее сильных взаимодополняющих элементов производительных сил, принадлежащих партнерам; обеспечение взаимного контроля со стороны партнеров за всем комплексом хозяйственных вопросов. Отличительными особенностями совместного предприятия являются: объединение сторонами активов (денежных средств, оборудования, зданий, опыта управления и др.); осуществление согласованных действий через самостоятельные органы управления, действующие независимо от органов управления сторон; участие сторон в прибылях и убытках в соответствии с вложенным капиталом.219

Характеризуя совместные предприятия, следует отметить, что они различаются в зависимости от того, где, с кем, с какой целью, долей и величиной участия партнеров они создаются. С учетом этого, на наш взгляд, можно выделить шесть основных признаков для классификации совместных предприятий (табл. 11).

Таблица 11 Укрупненная классификация совместных предприятий

Классификационные признаки СП с российским участием

Принадлеж- Количество Вид Структура Доля участия Объем участия

ность к кругу участвующ деятель- партнеров партнеров в партнеров в

стран 2-х сто- их в СП ности капитале СП уставном фон-

рон. вариант сторон де (УФ)

1.1. Россия - 2.1. Дву- 3.1. Произ- 4.1.С уча- 5.1. Участие 6.1. Мелкие

промышлен- сторонние водственно- стием част- на паритет-

но развитые го профиля, ных фирм и ных началах

страны в т.ч. авто- государст-

"Восток- мобилестро венных

Запад" ительные структур

1.2. Россия - 2.2. Мно- 3.2. Научно- 4.2. С уча- 5.2. Мень- 6.2. Средние

страны Вос- госторон- исследова- стием лишь шая доля

точной Ев- ние тельского частного участия

ропы и СНГ профиля или лишь иностранно-

"Восток- государст- го партнера

Восток" венного капитала

1.3. Россия - 3.3. Торго- 4.3. С уча- 5.3. Большая 6.3. Крупные

развиваю- во-посред - стием на- доля участия

щиеся стра- нического, циональ- иностранно-

ны "Восток- инфраструк- ных и меж- го капитала

Юг" турного профиля

3.4. Рек-ламно-консуль-тационные

3.5. Комплексные дународ -ных организаций

В рамках совместных предприятий обеспечивается постоянство передачи технологии, т.е. непрерывное поступление технологических новшеств, в отличие от разовых "инъекций", как это может быть, например, при покупке лицензий. Поскольку в этом случае передача технологии ста-220

новится процессом, она позволяет поддерживать процесс модернизации промышленности (в т.ч. автомобильной). В отличие от других форм экономического сотрудничества, СП представляют партнерам большую возможность влиять на характер производства и формирования рынков сбыта. В рамках СП значительно снижаются стоимость и сроки освоения выпуска новой продукции (по сравнению с простой передачей документации), вплотную достигается уровень качества продукции партнера.

Совместное предпринимательство на нашей территории направлено на удовлетворение потребностей отечественного рынка, привлечение в экономику передовой зарубежной технологии и управленческого опыта, сокращение нерационального импорта, оперативное освоение созданных у нас перспективных разработок, развитие экспортного потенциала.

Точная оценка места иностранных инвестиций в экономической реформе России может способствовать более обоснованной расстановке акцентов при выработке экономической политики правительства. Можно выделить ряд конкретных направлений потенциального вклада совместных предприятий в реформу. Во-первых, учитывая высокий организационно-управленческий уровень, характерный для большинства иностранных партнеров, СП могут оказать непосредственное влияние на формирование экономической среды и способствовать активизации рыночных отношений. При этом непосредственная заинтересованность иностранного совладельца в эффективной работе СП заставляет его заботиться о внедрении адекватных прогрессивной системе экономических принципов.

Во-вторых, совместные предприятия с момента своего образования выступают готовыми звеньями "стыковки" внутрихозяйственного механизма страны с механизмом внешнеэкономическим, способствуя формированию более открытой национальной экономики. Само присутствие иностранного партнера создает постоянное конкурентное давление на совместные предприятия из-за рубежа.

Вместе с тем для комплексной объективной оценки роли иностранных инвестиций в развитии российской экономики необходимо отметить221

наряду с положительными моментами и ряд возможных негативных последствий:

- слабость государственного регулирования вопросов привлечения иностранного капитала и отсутствие жесткого контроля за соблюдением экологических норм создают условия для переноса на территорию России производств, сильно загрязняющих окружающую среду, которые, как правило, свертываются в промышленно развитых странах. В этой связи должна быть значительно усилена экспертиза проектов возможного совместного предпринимательства;

- фактическое участие иностранного капитала в приватизации государственной собственности дает определенные возможности скупать богатства страны дешевле их реальной стоимости;

- приобретение российских предприятий через подставные фирмы крупными зарубежными компаниями может ослабить контроль и управление важными отраслями экономики. Для предотвращения подобного необходимо развитие механизма государственного регулирования рынка имущества;

- приоритетное внимание западных фирм к добыче и экспорту топливно-энергетических и сырьевых ресурсов России способствует не только ускоренной исчерпаемости национальных запасов невозобновляемых ресурсов, но и дальнейшему усилению позиций добывающих отраслей, уже получивших гипертрофированное развитие в экономике страны;

- в условиях крайне неблагоприятного инвестиционного климата в России заметную активность проявляет "авантюрный" капитал Запада, стремящийся извлечь прибыль из рисковых операций, зачастую незаконного характера. Иностранные вложения в российскую экономику могут использоваться и для "отмывания" денег, полученных криминальным путем.

Разумеется, приведенные обстоятельства необходимо учитывать в ходе управления совместным предпринимательством. Вместе с тем преимущество его положительных аспектов перед возможными негативными консалтинг антикризисное управление моментами является достаточно очевидным.222

Системно классифицируя социально-экономические предпосылки целесообразности совместного предпринимательства нужно отметить, что интересы отечественных и иностранных партнеров нередко могут существенно различаться. Например, как правило, невыгоден (с позиций макроэкономики) для национального партнера и выгоден для иностранного вывоз сырьевых ресурсов. Главные сферы совпадения интересов - это работа на внутренний рынок и использование научно-технических достижений.

Важнейшая проблема формирования системы жизнеобеспечения деятельности совместных предприятий - это согласование интересов их участников. Механизм согласования, на наш взгляд, должен включать ряд последовательных ступеней.

Прежде всего, необходимо сконструировать систему экономических интересов участников. Для этого надо четко обозначить преследуемые цели (как общие, так и специфические для конкретного совместного проекта).

Затем необходимо выявить сферы, в которых может возникнуть столкновение интересов, исследовать конкретные конфликтные ситуации. Необходимость выявления потенциальных областей конфликта возникает еще на стадии предварительных переговоров. Ущемление интересов потенциальных участников совместных предприятий в одной из сфер - производственной, сбытовой или управленческой - может стать решающим фактором отказа одной из сторон от идеи совместной деятельности.

Кроме того, представляется важным определение степени ущемленности интересов. Для этого целесообразно выстроить субординированную систему целей для каждого из участников. Поскольку создание совместных предприятий неизбежно требует от сторон определенных уступок и взаимных компромиссов, то выделение приоритетов позволит определить, какие уступки считать допустимыми, экономически и социально оправданными, а какие - нет.

На основе детального анализа конфликтности интересов (сферы их возможного возникновения, содержания, степени ущемленности) следует выбрать такие инструменты экономического, организационного и правово-223

го характера, которые бы в наибольшей степени смягчали или снимали возникшие противоречия.

Состав целей участников СП, а также характеристика возможных осложнений в их достижении представлены на рис. 19.

А. Комплекс целей иностранного и российского партнеров

Цели отечественного партнера

Цели иностранного партнера

1. Получение новой технологии и ноу-хау

2. Расширение экспортного сектора и увеличение поступлений валюты

3. Замещение импорта и связанная с этим экономия валюты

4. Получение иностранных инвестиций

5. Приобретение управленческого опыта

6. Модернизация промышленного производства и улучшение хозяйственных показателей

7. Поставка новых товаров

8. Создание новых рабочих мест, обучение персонала

9. Обеспечение контроля за хозяйственными результатами___________________________

1. Проникновение на новый рынок и расширение производства

2. Приобретение новых каналов торговли и вступление в новую сферу деятельности

3. Экономия, связанная с более низкой стоимостью факторов производства

4. Приобретение источников сырья и производственной базы

5. Освоение опыта управления операциями на российском рынке и повышение эффективности маркетинга

6. Возможность эффективного управления капиталом на основе прямых инвестиций

Б. Состав возможных отклонений в деятельности СП

Форс-мажорные

Полити чески е

Экономи ческие

1. Войны

2. Стихийные бедствия

3. Забастовки

4. Блокады

1. Отклонения в политическом курсе международной торговли

2. Риск политических реформ

3. Ограничение и запрещение перевода платежных средств

4. Повышение вероятности конфискации собственности

1. Возникновение конкурентоспособного продукта

2. Повышение издержек

3. Осложнения с платежеспособностью и кредитоспособностью

4. Риск дебитора

5. Отклонения в торговой деятельности

6. Повышение налогов на объект деятельности

7. Инфляция

8. Снижение валютного курса валют расчета

9. Ограничение конвертации валют

1. Метеорологические прогнозы

2. Сообщения военных ведомств

3. Политическая пресса

4. Иные источники 1. Правительственные решения и доклады

2. Концепция развития страны

3. Публикации банков и их политические прогнозы

4. Средства массовой информации 1. Балансы учредителей

2. Результаты аудиторских проверок

3. Банковские справки

4. Статистическая отчетность

5. Стратегические планы фирм

6. Информация международных институтов и ТПП

В. Информационное обеспечение аналитической работы по предупреждению отклонений

Рис. 19. Характеристика целей российского и зарубежного участников совместного предпринимательства и состав возможных осложнений в их деятельности224

На основе анализа хозяйственной практики правомерно, думается, сделать вывод о том, что хотя число совместных предприятий на нашей территории и относительно велико, однако темпы их роста, масштабы привлечения иностранного капитала, отраслевая структура и география размещения СП еще далеки от потенциальных возможностей такой страны, как Россия, которая с ее емким рынком сбыта, значительным научно-техническим потенциалом и природными ресурсами может быть одним из основных объектов приложения иностранного капитала в мире. Явно недостаточно используются возможности этой формы международного взаимодействия и в автомобильной промышленности России.

К числу сдерживающих факторов можно отнести бухгалтерский учет, не отвечающий зарубежной практике оперативного контроля производства и сбыта, неразвитую инфраструктуру рынка, несовершенные налоговые и таможенные механизмы, создающие значительные сложности как для отечественных предприятий, так и для предприятий с иностранными инвестициями. При этом предпринимаемые попытки их развития не всегда эффективны, более того, подрывают доверие к долгосрочной устойчивости условий инвестирования.

Весьма спорным представляется мнение о том, что, снизив налоги на иностранных инвесторов, бюджет лишится важнейшего источника дохода. На практике может произойти обратное: налоговые поступления увеличатся и стабилизируются за счет налогообложения обслуживающих иностранный и совместный бизнес местных банков, страховых, фондовых, юридических фирм, телекоммуникационных и транспортных компаний, портов и железных дорог. Причем валовая сумма этих налогов только увеличится с ростом объема совместного бизнеса. Одновременно конкуренция и внешнее давление на рынок приведут к развитию внутренней инфраструктуры.

Таким образом, при точном методическом подходе возможности совместных предприятий могут быть эффективно использованы для организации на российской территории производства автомобилей. Но, разумеется, организация сборочных производств по комплектам 8КБ и СКХ) может225

осуществляться и без образования совместного с иностранцами юридического лица.

Обоснования инвестиций, проекты и бизнес-планы организации сборочных производств должны разрабатываться на конечный этап (полную мощность) с выделением расчетных этапов по вводу мощностей в виде очередей и пусковых комплексов.

Согласно подготовленной Министерством экономики РФ "Национальной стратегии развития автомобильной промышленности России на период до 2005 года" размещение на территории России заводов по сборке автомобилей и производству комплектующих на начальных этапах предпочтительнее в регионах с развитой инфраструктурой автомобильной отрасли: Центр европейской части России, Поволжский, Волго-Вятский и Уральский регионы.

Одновременно перспективным представляется размещение оптимальных по объему производств (50-60 тысяч штук легковых автомобилей в год) в удаленных от центра России регионах в следующих ситуациях:

o основная компания расположена в регионах с развитой инфраструктурой, а дочерние предприятия, включая юридически самостоятельные, располагающиеся в удаленных регионах, например, в Сибири, организуют сборку из автомобильных компонентов, поставляемых с материнской компании;

o предприятия расположены в небольшом удалении от мировых индустриально-развитых центров автомобилестроения (Калининградская область, Дальний Восток и др.).

В целом, развитие сборочных производств автомобилей как в рамках СП, так и без образования совместного с иностранцами юридического лица можно рассматривать как необходимую тактику отечественных автозаводов в общей стратегии развития автомобилестроения в России. Итогом может стать привлечение в сферу модернизации автомобильной промышленности России капитала, перенос достигнутого уровня производства перспективных конкурентоспособных автомобилей с небольшими затратами и последующим расширением собственного производства.

Асатрян, Рубен Саркисович