Совершенствование форм реализации картофеля

Эффективное функционирование отечественного рынка картофеля предполагает, что товаропроизводитель, обладая хозяйственной самостоятельностью, вправе выбирать каналы реализации произведенного им картофеля в соответствии с собственными производственными возможностями и экономическими интересами.

Система сбыта картофеля, непосредственно затрагивая экономические интересы картофелепроизводящих хозяйств, регионов и в целом государства, во многом предопределяет надежность обеспечения страны картофелем, ее продовольственную безопасность. Уровень развития сбыта картофеля оказывает сильное воздействие на эффективное функционирование его рынка. В свою очередь одним из необходимых и основных условий развития рынка картофеля является наличие прежде всего у производителей товарного картофеля права самостоятельного выбора канала его сбыта и установления уровня цены продажи, позволяющего им в зависимости от складывающейся конъюнктуры рынка вести простое или расширенное воспроизводство.

В новых условиях хозяйствования главное место должна занимать проблема совершенствования экономических взаимоотношений государства с производителями картофеля через рыночный механизм. В этом рыночном механизме одним из основных элементов является система сбыта202

картофеля, которая во многом определяет эффективность картофелеводства и функционирования рынка картофеля, поскольку непосредственно затрагивает экономические интересы абсолютного большинства картофеле-прбизводящих хозяйств, регионов и в целом государства.

Во второй половине 80-х годов в Российской Федерации ежегодные государственные закупки картофеля составляли 8 млн.т. На долю сельскохозяйственных предприятий приходилось 6 млн.т, или 75% общего объема государственных закупок клубней. В общем количестве произведенного ими картофеля удельный вес продукции, закупаемой государством, составлял более 40% (табл. 19).

Таблица 19

Государственные закупки картофеля в Российской Федерации

Годы

Показатели 1986-1990 1986 1987 1988 1989 1990

Государственные закупки - всего, млн.т

в % от валового производства Государственные закупки в сельскохозяйственных предприятиях, млн.т

в % от госзакупок

в % от валового производства

8,0 10,5 9,2 7,4 7,3 5,7

22,3 24,4 24,2 22,0 21,6 18,5

6,0 8,0 6,3 5,7 5,9 4,2

75,0 76,2 68,5 77,0 80,8 73,7

41,4 41,5 41,7 41,9 42,1 40,0

В 1986-1990 гг. в колхозах, где валовой сбор картофеля составлял 6,1 млн.т, или 17,1% его общего объема производства, картофель закупался по цене ниже фактически сложившейся государственной закупочной цены в хозяйствах всех категорий. В совхозах, на долю которых приходилось 7,8 млн.т производимого картофеля, или 21,9%, он закупался по более высокой цене. В целом же в конце 80-х годов уровень фактически сложившихся государственных закупочных цен на картофель превышал государственные розничные цены: в 1988 г. - на 6%, в 1989 г. - на 15 и в203

1990 г. - на 4%. Однако он был значительно ниже цен колхозного рынка: в 1988 г. - в 3,7 раза, в 1989 г. - в 3,5 и в 1990 г. - в 3,4 раза. В эти годы сельскохозяйственные предприятия стали получать все больше прав на сбыт своей продукции по договорным ценам, но они не были практически реализованы ими, поскольку иных крупных оптовых покупателей, кроме государственных, в стране не было, а емкость городского рынка не соответствовала объемам их продаж.

В начале 90-х годов были приняты основные решения, положившие начало современному этапу аграрной реформы. Однако если земельная реформа и реформирование колхозов и совхозов осуществлялись в русле определенной концепции, то другие преобразования в АПК происходили преимущественно стихийно. Государство фактически ушло из сферы распределения сельскохозяйственной продукции, не осуществив целенаправленных усилий прежде всего по созданию адекватной рыночной инфраструктуры.

Либерализация цен и реформирование колхозов и совхозов сделали прежний экономический механизм системы государственных закупок невозможным, поскольку обязательные поставки по фиксированным ценам были отменены, сельские товаропроизводители получили возможность реализовать свою продукцию самостоятельно. Если в рамках централизованной экономики хозяйства не могли не производить и не поставлять государству запланированную им продукцию, так как именно за это они получали материально-технические и финансовые ресурсы, то отмена обязательного снабжения средствами производства устранила рычаги принуждения их к поставкам продукции в государственные фонды по внерыночным ценам. При сохранении федеральных и региональных продовольственных фондов, в которых аккумулируется продукция для государственных нужд, их формирование кардинально изменилось. Это относится и к общей системе реализации сельскохозяйственной продукции, поскольку204

государство перестало быть монополистом на ее рынке. Появились альтернативные посредники, стал формироваться рынок в классическом его понимании, на котором государственное присутствие существенно сократилось. Например, с 1992 по 1996 гг. удельный вес государственных закупок в общем объеме реализации картофеля снизился с 57 до 8%. Уменьшились его закупки не только в федеральный продовольственный фонд, но и в региональные фонды, что свидетельствовало об ослаблении влияния местной администрации на сельских товаропроизводителей в условиях ограниченности средств региональных бюджетов.

С уходом государства с рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия стала формироваться рыночная инфраструктура, включая и создание оптовых рынков. По мнению Е.В.Серовой, именно они наиболее перспективны как элемент сбытовой инфраструктуры аграрного сектора экономики для картофеля и плодоовощной продукции. Во многом это связано с тем, что основными их производителями стали личные подсобные хозяйства населения. Масштабы торговли на городских (бывших колхозных) рынках их уже не удовлетворяют: если на рынках раньше продавались излишки, то есть продукция, произведенная сверх потребности семьи, то в современных условиях хозяйства населения стали основными поставщиками на рынок картофеля и овощей. Именно во многом с реализацией этой продукции связано стихийное возникновение оптовых рынков. Вероятнее всего, что наибольшее распространение они получат в регионах специализированного производства ( 182, с. 423 ).

В торговле сельскохозяйственной продукцией появился совершенно новый элемент - частный посредник, который может представлять и крупную компанию, и частное лицо, действующее "на свой страх и риск". Значительные ее объемы распределяются также внутри самого хозяйства в виде натуральной заработной платы, дивидендов, арендной платы и т.д.205

Если для рынка сельскохозяйственной продукции большинства экономически развитых стран оптовые рынки, сезонные ярмарки, а также товарные биржи и разного рода посредники являются в той или иной степени обязательными элементами его инфраструктуры, то характерное для Российской Федерации широкое распространение бартерных сделок свидетельствует, с одной стороны, о дефиците платежных средств и, с другой стороны, об уходе сельскохозяйственных предприятий от налогообложения. Сельские товаропроизводители расплачиваются за предоставленные им услуги и поставленные промышленные товары своей продукцией, причем пропорции такого обмена не всегда оказываются в их пользу. Между тем на рынке картофеля бартерные операции занимают заметное место. Так, если в 1995 г. по бартерным сделкам сельскохозяйственными предприятиями было продано 82 тыс.т продовольственного картофеля, или 7,1% от общего объема его реализации, то в 1999 г. - 147 тыс.т, или 16,5% (табл. 20).

Таблица 20

Реализация продовольственного картофеля сельскохозяйственными предприятиями Российской Федерации

1995 г. 1998 г. 1999 г.

Каналы сбыта тыс.т в%к итогу тыс.т в%к итогу тыс.т в%к итогу

Реализовано - всего

в том числе:

заготовительным организациям, включая прямые связи

потребительской кооперации

на рынке через собственные магазины, ларьки, палатки

населению через систему общепита хозяйств, включая продажу и выдачу в счет оплаты труда

по бартерным сделкам

1162 100,0 1118 100,0

411

213

82

35,4

18,3

7,1

271

203

175

888

15,7 147

100,0

24,2 209 23,5

20 1,7 8 0,7 8 0,9

436 37,5 461 41,2 393 44,3

18,2 131 14,8

16.5206

Рассмотрим несколько подробнее основные изменения, произошедшие в сфере реализации картофеля в тех регионах страны, где в 1999 г. его посевная площадь в сельскохозяйственных предприятиях составляла не менее 2 тыс.га. В 1995-1999 гг. таких регионов было 32, на их долю приходилось 82-87% общего количества картофеля, реализованного в стране сельскохозяйственными предприятиями (прилож. 8). Поэтому такая выборка представляется достаточно представительной, охватывающей большинство экономических районов страны - за исключением Центрального Черноземья и Северного Кавказа, где производство товарного картофеля в сельскохозяйственных предприятиях имеет второстепенное значение.

В 1995 г. в рассматриваемых регионах объем реализованных клубней колебался от 3,2 тыс.т в Мордовии до 118,0 тыс.т в Московской области. В 1999 г. количество картофеля, реализованного сельскохозяйственными предприятиями, в целом по стране сократилось на 273,5 тыс.т, или на 23,5%, в том числе в указанных регионах - на 175,0 тыс.т, или на 18,4%. дневник летней педагогической практики При этом в десяти регионах объем продаж клубней увеличился.

Характерной особенностью анализируемого периода явился заметный рост товарности картофеля в сельскохозяйственных предприятиях (табл. 21). Так, если в 1986-1990 гг. удельный вес государственных закупок картофеля в валовом его производстве составлял 41,4%, то в 1995 г. уровень товарности картофеля в этой категории хозяйств снизился до 32%, а в 1998 г. этот показатель возрос до 46%. В 1999 г. по сравнению с 1995 г. товарность картофеля повысилась на 9,1 процентных пункта, в том числе по анализируемой группе регионов - на 10,1 пункта, по остальным регионам - на 3,3 процентных пункта (прилож. 9). Товарность картофеля снизилась на 1,1-9,5 процентных пунктов в Омской, Костромской и Кемеровской областях, Красноярском крае, Якутии. Существенно возрос этот показатель в 8 регионах: от 14 процентных пунктов в Нижегородской области207

Таблица 21

Валовой сбор и реализация картофеля в сельскохозяйственных предприятиях Российской Федерации

Показатели Годы

1995 1996 1997 1998 1999

Валовой сбор, тыс.т 3661 3418 2865 2456 2180

Реализовано, тыс.т 1162 1152 1054 1118 888

Товарность, % 32 34 37 46 41

до 31,5 в Приморском крае. В Самарской, Челябинской, Тюменской и Иркутской областях, в Якутии и Приморском крае объем реализованного картофеля составлял 50% и более от уровня его валового сбора, а в Московской, Тульской, Свердловской и Кемеровской областях - более 44%.

При общем сокращении объемов реализации картофеля сельскохозяйственными предприятиями на 23,5%, объем его продаж по бартерным сделкам увеличился почти в 1,8 раза. По остальным каналам реализации количество проданных клубней уменьшилось: заготовительным организациям, включая продажу по прямым связям - на 49,1%, потребительской кооперации - на 59,6, на рынке, через собственные магазины, палатки, ларьки - на 9,8, населению через систему общественного питания хозяйства (включая продажу и выдачу в счет оплаты труда) - на 38,4% (прилож. 10).

В 1995 г. в каждом из рассматриваемых 32 регионов сельскохозяйственными предприятиями осуществлялась реализация картофеля заготовительным организациям, включая и продажу по прямым связям. К 1999 г. в Нижегородской, Самарской областях и в Башкирии по этому каналу сбыта картофеля не было. В 14 регионах не осуществлялась продажа клубней потребительской кооперации.

В Мордовии, Приморском крае, Челябинской и Сахалинской областях объем реализации картофеля заготовительным организациям, включая208

его продажу по прямым связям, увеличился. В Тверской области, Удмуртии, Якутии возросла продажа клубней потребительской кооперации. При сравнительно незначительном снижении объемов реализации картофеля на рынке через собственные магазины, палатки, ларьки (в целом по Стране на 10%, а в среднем по группе рассматриваемых регионов - на 1,3%) в 16 регионах его продажа по этому каналу увеличилась (в Вологодской, Ленинградской и Самарской областях - в 1,8-2,2 раза, в Башкирии, Челябинской области и Красноярском крае - в 1,6-1,7 раза, Тюменской и Иркутской областях - в 2,8 раза, Сахалинской области - в 3,4 раза) на фоне общего сокращения объема картофеля, реализованного населению через систему общественного питания хозяйства (включая продажу и выдачу в счет оплаты труда), в целом по стране на 38,4%, а по рассматриваемым регионам - на 31,4%. В Ленинградской области по этому каналу сбыта было продано картофеля на одну треть больше, в Московской области - на 20,5%, в Башкирии - на 18,2, в Красноярском крае - на 16,7, в Иркутской области - на 44,4% и в Приморском крае - в 2,1 раза. Сокращение реализации картофеля по бартерным сделкам имело место в Мордовии, Пермской области, Красноярском крае, Якутии. Однако и в 1995 г. здесь объем его продаж по этому каналу сбыта суммарно составлял менее 3% от среднероссийского уровня и около 4% от среднего показателя по 32 рассматриваемым регионам.

По данным приложения 11, наивысший объем продаж картофеля заготовительным организациям был в Московской области, что объясняется большой емкостью рынка продукции Московского региона, включающего потребителей не только области, но и столицы. Следует отметить, что организованные закупки картофеля, поступающего в г. Москву, осуществляются ее администрацией и другими структурами с сельскими товаропроизводителями не только столичной области, но и других регионов страны. Наиболее крупные объемы картофеля, реализованного сельскохозяйствен-209

ными предприятии потребительской кооперации, отмечались в 1995 г. в Калужской области (27% от общероссийского показателя), а в 1999 г. - в Татарии; на рынке, через собственные магазины, палатки, ларьки - в Чувашии (10,4%) и в Ленинградской области (8,8%); населению через систему общественного питания хозяйства - в Чувашии (11,0% в 1995 г. и 8,3% в 1999 г.). В Чувашии было реализовано наибольшее количество картофеля по бартерным сделкам - 21,4% в 1995 г. и 14,9% в 1999 г. от общего объема картофеля, проданного по этому каналу сбыта в целом по стране.

Рассматривая основные структурные изменения по каналам реализации клубней сельскохозяйственными предприятиями применительно к анализируемым 32 российским регионам, становится ясно, что "прогрессивными", то есть более соответствующими рыночным формам хозяйствования, являются такие каналы сбыта картофеля, как продажа его заготовительным организациям, потребительской кооперации и на рынке, через собственные магазины, палатки и ларьки. В целом по стране и для группы рассматриваемых регионов характерно заметное снижение удельного веса продукции, реализуемой по первому из названных каналов сбыта, и увеличение - по третьему каналу (прилож. 12).

Однако, как показывают расчеты, за рассматриваемый период увеличение удельного веса картофеля, продаваемого на рынке, через собственные магазины, палатки, ларьки, не компенсировало снижения доли продукции, реализуемой заготовительным организациям, включая продажу по прямым связям. В результате, если в 1995 г. в целом по стране количество картофеля, проданного сельскохозяйственными предприятиями по указанным трем каналам реализации, в общем объеме продаж составило 74,6%, то в 1999 г. - 68,7%. По анализируемым 32 регионам этот показатель составлял 77,1 и 69,4%, по другим регионам - 67,9 и 64,0%, соответственно.210

Лишь в семи регионах он увеличился: от 0,5 процентных пункта в Ивановской области до 25 в Мордовии (прилож. 13).

В девяти регионах доля картофеля, реализованного заготовительным организациям (включая продажу по прямым связям, в том числе потребительской кооперации), а также на рынке, через собственные магазины, палатки, ларьки, в общем объеме его продаж по всем каналам сбыта сократилась на 10 процентных пунктов, из них в Рязанской области - на 18,3 и Башкирии - на 46,4 пунктов.

Изменения структуры продаж картофеля по каналам сбыта в определенной степени зависят от динамики цен на него. Так, в целом по стране отмечавшееся увеличение удельного веса картофеля, реализованного по бартерным сделкам в общем объеме его продаж с 7,1% в 1995 г. до 16,5% в 1999 г., сопровождалось ростом цены на продукцию по данному каналу сбыта в 4,2 раза, тогда как в среднем за этот период цена тонны реализованного картофеля повысилась в 3,7 раза.

Не по всем российским регионам прослеживается четкая связь между опережающим ростом цен на картофель по тому или иному каналу реализации и адекватным увеличением доли его продаж. Так, в Костромской области цена картофеля, реализованного сельскохозяйственными предприятиями заготовительным организациям, включая его продажу по прямым связям, увеличилась в 1999 г. по сравнению с 1995 г. в 9,7 раза, тогда как в среднем по всем каналам сбыта цена продажи возросла в 6,4 раза, в том числе по бартерным сделкам - в 7,4 раза. При этом доля картофеля, проданного заготовительным организациям, в общем объеме его реализации снизилась с 11,5 до 3,6%, а доля картофеля, реализованного по бартерным сделкам, возросла с 8,3 до 28,6% (прилож. 12, 14).

Абсолютный размер цены продукции, реализуемой по какому либо каналу сбыта, также не является единственным фактором, определяющим количество и структуру продаж картофеля. Сопоставление цен продаж211

картофеля по различным каналам его сбыта со средней ценой реализации показывает, что если за эти годы в целом по стране наиболее высокая цена тонны клубней отмечалась при продаже их заготовительным организациям, то наибольший объем продаж осуществлялся на рынке, через собственные магазины, палатки, ларьки - 37,5% в 1995 г. и 44,3% в 1999 г., то есть по тем каналам сбыта, где цена реализации картофеля была, соответственно, на 20,5 и 6,8% меньше, чем при его продаже заготовительным организациям (прилож. 12, 15). В 1999 г. в Брянской области цена картофеля, реализованного сельскохозяйственными предприятиями заготовительным организациям, включая продажу по прямым связям и потребительской кооперации была, соответственно, на 29,3 и 33,1% выше цены клубней, продаваемых на рынке, через собственные магазины, палатки, ларьки. При этом суммарный объем картофеля, реализованного заготовительным организациям и потребительской кооперации, оказался в 25 раз меньше, чем на рынке, через собственные магазины, палатки, дневник летней практики ларьки.

Отмеченные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что в современных экономических условиях динамика объема реализации картофеля сельскохозяйственными предприятиями зачастую не соответствует тем принципам, которые лежат в основе "классического рынка", при котором рост цены на продукцию ведет к увеличению ее предложения. Это подтверждает, в частности, опыт Челябинской области, где за период с 1995 по 1999 гг. цена картофеля, проданного сельскохозяйственными предприятии на рынке, через собственные магазины, палатки, ларьки, возросла почти в 3,7 раза. При этом количество реализованного по этому каналу картофеля увеличилось на 66,7%. Одновременно с этим цена картофеля, реализованного по бартеру, возросла в 2,2 раза, а объем его продажи по этому каналу сбыта увеличился в 8 раз. Опережающее наращивание объемов реализации картофеля по бартерным операциям при заведомо более низких ценах, чем при продаже его на рынке, через собственные мага-212

зины, палатки, ларьки, является для отдельных сельскохозяйственных предприятий вынужденной мерой.

Произошло заметное сближение среднероссийских цен продажи картофеля сельскохозяйственными предприятиями по отдельным каналам сбыта. Хотя в 1999 г. по сравнению с 1995 г. в Ленинградской, Брянской, Владимирской, Ивановской, Рязанской, Тульской и Тюменской областях, Красноярском и Приморском краях увеличился разрыв между ценой реализации картофеля заготовительным организациям и средней ценой продаж, однако в целом по стране отклонение цены реализованной продукции отрасли картофелеводства по этому каналу сбыта от средней цены продаж картофеля сократилось с 20,9% в 1995 г. до 9,9% в 1999 г. Аналогичные показатели в целом по 32 анализируемым регионам составили 20,7 и 10,5%, по остальным российским регионам - 22,6 и 4,3%. В 1995 г. соотношение между средней ценой реализации картофеля потребительской кооперации и общей ценой продаж картофеля по всем каналам сбыта в целом по стране составило 97,8%, а в 1999 г. - 99,3%. Отклонение среднероссийской цены реализации картофеля на рынке, через собственные магазины, палатки, ларьки от общей цены его продажи уменьшилось с 3,8 до 2,4%. Соответствующие показатели по каналу продаж картофеля населению через систему общественного питания хозяйства составили 26,6 и 19,3%, а по бартерным сделкам - 14,7 и 3,5%.

Наряду со снижением колебаний среднероссийских цен реализации картофеля по отдельным каналам сбыта по отношению к общей цене можно констатировать и существенное сокращение разрыва региональных цен продаж клубней по отдельным каналам. Так, в 1995 г. соотношение цен реализации картофеля заготовительным организациям в Сахалинской области (максимальная цена 1 т продукции, продаваемой по этому каналу) и Костромской области (минимальная цена) составило 5,1 раза, а в 1999 г. -4,7. В 1995 г. по каналу реализации картофеля потребительской коопера-213

ции оно составило 17,3 раза, а в 1999 г. - 3,5; на рынке, через собственные магазины, палатки, ларьки - 4,1 в 1995 г. и 2,6 в 1999 г.; населению через систему общественного питания хозяйства - 5,1 в 1995 г. и 2,7 в 1999 г.; по бартерным сделкам - 4,4 в 1995 г. и 2,1 раза в 1999 г.

Сопоставление региональных цен продаж клубней сельскохозяйственными предприятиями по различным каналам реализации со среднероссийским показателем показывает, что для рассматриваемого периода характерно существенное их сближение. Исключение составляют лишь семь регионов: Калужская, Рязанская, Кемеровская и Иркутская области, Татария, Удмуртия, Красноярский край (прилож. 16).

Если в 1995 г. из 32 анализируемых регионов страны лишь в трех общая цена реализации картофеля была не более, чем на 5% выше или ниже среднероссийского показателя, то в 1999 г. их число возросло до восьми. В пяти регионах страны эта цена отклонялась от среднероссийского уровня более чем на 50%, а в 1999 г. таких регионов уже не было. За этот период увеличилось и число регионов, где отклонение цены продаж картофеля по отдельным каналам сбыта от среднероссийского уровня было незначительным (менее 10%) при снижении числа регионов, где эти колебания были существенно большими (прилож. 17).

Из сопоставления цен картофеля на продовольственном рынке страны с ценами реализации его сельскохозяйственными предприятиями в 1995 г. и 1999 г. видно, что в январе 1995 г. цена на картофель составляла 163% от средней цены реализации на него за весь год и 170% от цены реализации на рынке, через собственные магазины, палатки, ларьки. В марте 1995 г. эти показатели составили 176 и 183%, в июне - 246 и 255%, в сентябре - 186 и 193%, в ноябре - 190 и 198%, в декабре 1995 г. - 218 и 226%. В январе 1999 г. цена картофеля составляла 126% от среднего его уровня за этот год и 123% - от цены реализации картофеля на рынке, через собственные магазины, палатки, ларьки. В марте рассматриваемые показатели214

определялись на уровне 152 и 148%, в июне - 207 и 202%, в сентябре - 172 и 168%, в ноябре - 164 и 160%, в декабре 1999 г. - 173 и 169%.

Таким образом, оценивая рыночные преобразования в сфере реализации картофеля, можно отметить следующие основные черты: в 90-е годы существенно возросла доля картофеля, производимого и реализуемого на рынке личными подсобными хозяйствами населения при снижении доли сельскохозяйственных предприятий. Соответственно сократились и абсолютные объемы картофеля, закупаемого в федеральный и региональный фонды, основными поставщиками для создания которых являются крупные сельскохозяйственные предприятия. При этом товарность картофеля в сельскохозяйственных предприятиях возросла. Произошли существенные изменения в структуре продаж картофеля этими предприятиями: снизился удельный вес продукции, реализуемой заготовительным организациям, включая продажу по прямым связям, а также потребительской кооперации и населению через систему общественного питания хозяйств (включая продажу и выдачу в счет оплаты труда). Увеличилась доля картофеля, реализуемого на рынке, через собственные магазины, палатки, ларьки (при некотором абсолютном сокращении количества продукции, реализуемой по этому каналу), а также по бартерным сделкам (рост почти в 1,8 раза). В условиях крайне тяжелого финансового состояния большинства сельскохозяйственных предприятий увеличение объема продукции, реализуемой по бартерным операциям, причем зачастую по невыгодным ценам, является вынужденной мерой, не характерной для развитого рынка картофеля. С другой стороны, несомненны и положительные тенденции формирования отечественного рынка картофеля, связанные с постепенным сближением региональных цен реализации картофеля, сокращением их разрыва по различным каналам продаж, уменьшением маржи между ценами на картофель на продовольственном рынке страны и ценами реализации картофеля сельскохозяйственными предприятиями.215

Расширение каналов и форм реализации картофеля требует государственного регулирования, которое может осуществляться по таким основным направлениям, как:

постепенное увеличение государственного заказа для обеспечения потребностей в картофеле спецпотребителей;

поддержка новых форм торгово-закупочных и сбытовых структур с целью создания здоровой конкуренции в этой сфере;

содействие расширению услуг заготовительных и перерабатывающих предприятий в сбыте картофеля, проведении страховых и кредитных операций, маркетинговых исследований и консультаций, выполнении функций по снабжению картофелеводческих хозяйств сортовыми семенами, минеральными удобрениями, средствами защиты растений в порядке встречной продажи картофеля;

внедрение системы авансирования.

Основные направления совершенствования сбыта картофеля в стране должны быть связаны с формированием на рынке картофеля его организованных каналов, ограничивающих деятельность многочисленных посредников, с повышением роли непосредственно самих сельских товаропроизводителей в цепи товародвижения картофеля. Этому во многом будут способствовать:

восстановление государством закупок картофеля в федеральный фонд при изменении организационно-экономического механизма его формирования. Этот механизм должен предусматривать переход на договорные отношения с регионами, согласно которым поддержку следует осуществлять адресно и под определенные виды картофеля в хозяйства и зоны их товарного производства под четкие целевые установки. Такой механизм позволит формировать систему непосредственного участия товаропроизводителей в государственном регулировании рынка картофеля че-216

рез разного рода программы, к финансированию которых могут привлекаться и средства сторонних инвесторов;

развитие полноценной оптовой торговли, позволяющей выявить объективный уровень рыночной цены на картофель, снизить риск для участников сделок от резкого колебания цен, возможных изменений условий продажи картофеля;

стимулирование государством формирования горизонтального и вертикального форм интегрированных объединений сельских товаропроизводителей с закупочными организациями, перерабатывающими предприятиями;

компенсация государством части транспортных расходов на объемы поставок картофеля в потребляющие регионы, а также крупные города страны, установленные прямыми соглашениями их администрацией с администрацией картофелепроизводящих регионов в пределах денежных сумм, выделяемых на формирование региональных продовольственных или резервных фондов.

Силаева, Лидия Павловна